1. Упражнение 312.
2. Выборочный диктант по вариантам: 1-й вариант записы-вает слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук
и указывают на мягкость предыдущего согласного; 2-й вари-ант — слова, в которых эти буквы обозначают два звука; выде-ляют все орфограммы, имеющиеся в словах (у доски работают по два представителя каждого варианта, при проверке по оче-реди комментируют орфограммы):
подъезд, яркий, увяз, занёс, люлька, вьётся, племя, каёмка, юрта, бьют, паренёк, свёкла, щавель, пьеса, январь, декабрь, беседа, ябеда, позёмка, объявление.
— Какие слова выписали оба варианта? (Ябеда, объявление.)
— В каком слове есть буква я, которая не указывает на мяг-кость предыдущего согласного? Какое орфографическое прави-ло регулирует это написание? Что мы слышим в этом слове? Под руководством учителя составляется транскрипция этого слова: вьётся — [вй’оца].
— На какое произношение слов щавель, свёкла вы обратили внимание?
V. Подведение итогов урока.
Учащиеся называют, какие есть способы обозначения мягко-сти согласных звуков на письме, и делают небольшой подсчёт: какое количество букв надо было бы добавить в русский алфа-вит, если бы в языке не было бы этих специальных указателей мягкости (пришлось бы удвоить количество парных по мягко-сти-твёрдости согласных).
|
|
VI. Домашнее задание. Упр. 314.
Урок 79. Орфоэпия (§ 62)
Цели урока: познакомить с понятием орфоэпии, с важнейшими ор-фоэпическими нормами и их отражением в специальных словарях; научить правильно произносить указанные слова, находить и исправ-лять произносительные и орфографические ошибки, объяснять при-чины их возникновения.
Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательныйинтерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Само-анализ. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и справочной литературы. Синтез знаний. Обобщение и систе-матизация наблюдений. Распознавание объектов. Переработка инфор-мации. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Совершен-ствование устной речи. Личностная рефлексия.
Х о д у р о к а