Элементы цветоведения. Свойства цвета, особенности работы акварелью

Все зрительные ощущения цвета делятся на две группы.

^ Ахроматические цвета – черный, белый и все серые. Это так называемые нейтральные цвета.

Хроматические цвета – все остальные, т. е. красный, синий, желтый, зеленый, розовый и т. д.

Английский физик Исаак Ньютон, пропустив луч света че­рез трехгранную призму, получил семь цветов спектра, которые в природе располагаются в определенной последовательности: крас­ный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. С детства вы все знаете волшебную фразу по которой можно запомнить расположение цветов в радуге «каждый охотник желает знать где сидит фазан».

Чтобы удобнее было изучать природу цвета и его свойства, цвета радуги располагают по кругу, который называют «цветовым кругом». Он может состоять из трех, семи, девяти, двенадцати цве­тов, двадцати четырех и т. д. Удобнее изучать свойства цвета на двенадцатицветном круге.

^ Теплые цвета: красный, желтый, оранжевый и их оттенки. Этими цветами можно изобразить цвет солнца, огня, раскаленного металла, пустыни – того, что в природе действительно дает тепло.

^ Холодные цвета: синий, голубой, зеленый, фиолетовый и их оттенки. Этими цветами изображают лед, снег, воду, лунный свет – то, что ассоци­ируется в нашем представлении с холодом, прохла­дой.

Цвета, которые невозможно получить при смешивании ка­ких-либо красок, называются основными. Это – красный, желтый и синий цвета.

Цвета, которые можно получить путем смешивания основных красок, называют составными или производными. При смешивании желтого и синего цветов получается зеленый; малиновый и синий дают фиолетовый цвет, а красный и желтый создают оранжевый цвет.

Проводя в цветовом круге диаметр, например, через желтый цвет, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через фиолетовый цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые называются дополнительными:

красный – зеленый;

синий – оранжевый;

желтый – фиолетовый.

Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение осо­бенной яркости цвета и получило в изобразительном искусстве название цветовой контраст.

Основные характеристики цвета

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

^ Цветовой тон определяется названием цвета (красный, жел­тый, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.

Насыщенность цвета представляет собой отличие хрома­тического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, из­менится его насыщенность.

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ах­роматическим цветам. Светлота – это качество цвета быть более или менее ярким.

Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски на палитре, бумаге. Здесь следует четко разли­чать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптиче­скую природу, а краска – химическую.


^ Существует три способа работы акварельными красками.

Во-первых, можно работать по сухой бумаге многослойно, делая первую общую прокладку красками очень легко, гораздо сла­бее и прозрачнее, чем в натуре, а затем постепенно усиливая цвет последним тонким наслоением на подсыхающие предыдущие слои. Такая техника письма называется лессировкой. Рекомендуется на­кладывать не более трех слоев.

Во-вторых, пишут также по сухой бумаге, но в один слой, сразу накладывая соответствующий цвет в полную силу, мелкими мазками, подобно мозаике. Такие отдельные мазки, сливаясь с еще влажными соседними, создают плавные переходы цвета.

В-третьих, пишут по влажной бумаге в один слой, наклады­вая цвет сразу, когда мазки более или менее расплываются. Такой прием называется «алла прима», что в переводе с французского означает «в один прием». Часто все три приема употребляются в одной работе.

Невозможно правдиво изобразить предмет или тематиче­скую композицию, не зная особенностей воздушной перспективы.

Воздушная перспектива – кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и про­странства по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

При выполнении работы нужно учитывать следующие за­коны воздушной перспективы.

1. Ближние предметы воспринимаются четко, со многими де­талями и фактурой, а удаленные – без подробностей и деталей.

2. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удален­ных – мягко.

3. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и ка­жутся объемными, все дальние – плоскими.

4. Все близкие предметы многоцветны, а удаленные – од­но­цветны.

5. Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных пред­ме­тов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздуш­ной дымки – голубой, молочно-белый, фиолетовый.

При изучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети эмоционально воспринимают окружающий мир. Задача педагога – не подавляя вдохновленного порыва детей, методически умело и незаметно подвести учащихся к правильным представлениям об окружающей действительности.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: