1. Детство как социальный феномен
2. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка.
3. Государственная забота о защите детей в современной России.
4. Закрепление прав детей и подростков в законодательстве РФ.
5. Социально-педагогические проблемы детей мигрантов
6. Понятие и сущность развития личности. Факторы развития личности.
7. Роль социальной адаптации в обеспечении развития личности младшего школьника.
8. Цели и задачи, методы педагогической поддержки социального развития ребенка.
9. Этапы социализации.
10. Отечественные и зарубежные подходы к трактовке социализации личности.
11. Основные факторы социализации личности.
12. Агенты, средства социализации. Психологические, социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации.
13. Формы нарушения социализации. Трудности социализации.
14. Виды десоциализирующего влияния. Виды отклоняющегося поведения: девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
15. Факторы, негативно влияющие на развитие и поведение детей и подростков. Механизм протекания отклонений в поведении.
16. Понятие «трудновоспитуемый» в педагогике. Типичные группы трудновоспитуемых детей. Причины, обусловливающие формирование детей, трудных в воспитательном отношении.
17. Семья как институт социализации и объект социально-педагогической поддержки.
18. Образовательное учреждение как сфера социального самоопределения ребенка
19. Улица как сфера социализации ребенка.
20. Молодежная инфраструктура города. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодежные группировки. Неформальные молодежные организации. Их позитивное и негативное влияние на процессы социализации.
21. Социально-педагогические возможности СМИ.
22. Сущность социально-педагогической работы. Цели, задачи и формы работы социального педагога.
23. Основные составляющие социально-педагогической деятельности учителя начальных классов, ее принципы и структура. Объект и субъект социально-педагогической деятельности
24. Цели и задачи, функции социально-педагогической деятельности учителя начальных классов.
25. Сущность социально-педагогические технологий. Основные типы и виды социально-педагогических технологий.
26. Формы организации психолого-педагогической деятельности.
Задания к зачету по разделу
Воспитание культуры межнационального общения младших школьников
Зачет проходит в форме защиты мини-проектов.
1 Тематика мини-проектов к зачету
2 Роль семьи в воспитании человека (историко-этнографический аспект)
3 Педагогический идеал христианского воспитания, развитие и формирование комплекса методов его достижения.
4 Эволюция метода поощрения в воспитании детей (психолого-педагогический аспект)
5 Эволюция метода наказания в воспитании детей (психолого-педагогический аспект)
6 «Мир детства» и воспитательные системы у разных народов мира
7 Воспитательная роль форм устного народного творчества
8 Отражение этнопсихологических идей прошлого в настоящем
9 История игрушки, её роль в воспитании детей
10 Прошлое и настоящее бытовых обрядов
11 Психолого-педагогическая сущность обрядов, связанных с рождением ребенка.
12 Опыт этнокультурного образования в современных школах народной культуры и др.
13 Методическая работы в школе по пропаганде этнических знаний среди младших школьников.
14 История игрушки, её этносоциальный, этнопсихологический и этнопедагогический аспекты.
15 Праздники разных народов этнопсихологической и этнопедагогической направленности.
Вопросы к экзамену