Глава I. Исследовательский подход к психологии личности. Высшие жизненные способности

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава I. Исследовательский подход к психологии личности. Высшие жизненные способности

1. Проблема активности личности: методология и стратегия исследования

Литература

2. Особенности типологического подхода и метода исследования личности

Литература

3. Активность и сознание личности как субъекта деятельности

Литература

4. Проблема личностной организации времени

Литература

Глава II. Ценностно-гуманистический подход к личности

1. Гуманистический подход и типология личностей

Литература

2. Акмеологическое понимание субъекта

3. К проблемам экологии личности — ее регресса и жизненно-психологических утрат и возможности психологической поддержки

Литература

Глава III. Психосоциальный подход к особенностям сознания, социального мышления личности и российского менталитета

1. Социальное мышление личности

Литература

2. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы

Литература

3. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта

Литература

 

В данной книге избранных трудов видного психолога представлена развитая в русле рубинштейновской школы концепция личности как субъекта жизненного пути, субъекта деятельности и сознания, раскрыты некоторые структуры и механизмы ее высших жизненных функциональных способностей — активности, сознания и временной организации, их типологические особенности, определяющие меру и характер становления личности. Показаны возможности и стратегия типологического исследования, давшего картину разнообразия реальных типов личности.

Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Совокупность представленных в данном труде работ, написанных в разные годы и опубликованных в малотиражных и потому малодоступных изданиях, воссоздает основные звенья нашей концепции личности и особенности способа ее исследования.

Благодаря определению личности как субъекта жизненного пути, преодолевая ограниченности обособленного изучения последнего, мы постарались достичь нового уровня конкретности в раскрытии сущности самой личности. Насколько это удалось, судить вам, дорогой читатель.

Активность и сознание личности, часто рассматривавшиеся достаточно абстрактно, мы определили как ее жизненно-функциональные высшие способности, обеспечивающие (или нет) ее возможность быть субъектом. Это позволило раскрыть механизм активности как интеграл притязаний, саморегуляции и удовлетворенности и понять саму активность не только как производную потребностно-мотивационных «движущих сил», но и как способность и способ самовыражения, самореализации личности — инициативно проектирующий и ответственно организующий деятельность в субъективном и объективном пространстве — времени. Способность к организации времени мы впервые «подняли» в ранг высших жизненных способностей личности, исследовав ее типологические архитектоники, определяющие приоритеты тех или иных типов в разных режимах времени деятельности. Функциональные механизмы этой способности у разных типов, в свою очередь, вскрыли разные реальные регуляторные возможности сознания по отношению к деятельности, что позволило конкретизировать рубинштейновскую формулу единства сознания и деятельности.

Сознание было впервые определено как социальное мышление личности (отличающееся от социальной перцепции и познания). Эмпирические исследования его составляющих — проблематизации, репрезентации и интерпретации — коллективом нашей лаборатории в сотрудничестве с психологами Франции, Польши, Финляндии, США позволили разработать и реализовать особый психосоциальный способ изучения реальной российской личности, ее психологии, сознания и активности, выявить имплицитные концепции интеллекта, ответственности, специфику политических, правовых, моральных и др. представлений. Способ их связи в сознании личности позволил подойти к выявлению особенностей российского менталитета в целом, в его интегральности и изменениях.

Благодаря этому подходу мы видим не одну абстрактно-идеальную личность, а множество различных личностей — одних — самодостаточно успешно справляющихся со своими жизненными задачами в кризисном социуме и других — нуждающихся в психологической поддержке. Мы осознаем свою научную и человеческую ответственность за их судьбу.

Глава I. Исследовательский подход к психологии личности. Высшие жизненные способности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: