Тема «Анализ особенностей демографииРоссии»
Задания
1. Дать понятие «демографии».
2. Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя выделите, и запишите три формы движения населения. Знать перечисленные формы.
3. Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя выделите, и запишите события, которые включают демографические процессы. Знать данные процессы.
4. Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя выделите, и запишите основные стадии демографического исследования. Знать выделенные стадии.
5. Построить диаграмму «Расселение населения на территории федеральных округов РФ (в %). Проанализировать полученную диаграмму. Информационный материал прилагается.
6. Построить диаграмму «Распределение трудовых ресурсов по отраслям экономики и социальной сферы». Проанализировать полученную диаграмму Информационный материал прилагается.
7. Построить диаграммы изменения: Все население (тыс. чел), Городское население (%), Сельское население (%) и в % к предыдущей переписи (Все население, Городское население, Сельское население) по значениям численности населения по данным переписей 1959, 1970, 1979, 1989, 2002, 2010 гг..Проанализировать полученные диаграммы. Информационный материал прилагается.
Информационный материал:
Расселение населения по федеральным округам Российской федерации
1. Уральский — 8,5%
2. Северо-Западный — 9,6%
3. Сибирский — 13,8%
4. Дальневосточный -4,6%
5. Центральный -26,2%
6. Южный + Северо-Кавказкий- 15,8%
7. Приволжский - 21,5%
Таблица 1
Распределение трудовых ресурсов по отраслям экономики и социальной сферы
Отрасли | Трудовые ресурсы, % |
Промышленность | 22,5 |
Сельское хозяйство | 11,7 |
Строительство | 7,8 |
Транспорт | 6,4 |
Связь | 1,4 |
Оптовая и розничная торговля, общественное питание | 15,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 5,0 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 7,1 |
Образование | 9,1 |
Культура и искусство | 1,8 |
Наука и научное обслуживание | 1,8 |
Финансы, кредит, страхование | 1,3 |
Управление | 4,5 |
Другие отрасли | 3,3 |
Итого |
Таблица 2
Численность постоянного населения России по данным переписей
Год | Все население, тыс. человек | В том числе | В % к предыдущей переписи | |||
городское население, % | сельское население, % | все население | городское население | сельское население | ||
1959(на 15 января) | 117239,6 | 52,2 | 47,8 | - | - | - |
1970 (на 15 января | 129941, 2 | 62,1 | 37,9 | |||
1979 (на 17 января) | 137409,9 | 69,1 | 30,9 | |||
1989 (на 12 января) | 147021,9 | 73,4 | 26,6 | |||
2002 (на 9 октября) | 145181,9 | 73,3 | 26,7 | |||
В поисковых системах найти данные* |
- самостоятельная работа (2 часа)
Учебно-методическое обеспечение занятия
Учебники
1. Демография и статистика населения: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006..
2. Медков В.М. Демография: учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2008. - 683с.
3. Косов, П.И.,Берендеева, А.Б. Основы демографии:учеб.пособие для вузов.-2-е изд., доп. и переработ.-М.:Инфра-М,2010.-288 с
Интернет-ресурсы
1. Федеральная служба государственной статистики РФ http://www.gks.ru
2. «Демография России»http://dmo.econ.msu.ru
3. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» еженедельный журнал «Демоскоп» // www.demoscope.ru
4. Библиотека полнотекстовых учебников и учебных пособий по гуманитарно-экономическим и техническим дисциплинам http://window.edu.ru
5. Демографический сайт Б.П. Денисова http://demography.narod.ru
6. POPLINE (База данных по демографическим исследованиям) www.jhuccp.org
7. PopulationInformationNetwork (Официальный демографический сайт ООН) www.undp.org/popin/popin.html
Практическая работа 4
Тема «Анализ переписей населения (принципы проведения, программа, критический момент, категории населения, краткая история переписей в России)
Задания
1. С помощью алгоритма показать, как различаются источники демографической информации. Раздаточный материал прилагается.
2. Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя опишите, чем отличается технология сбора первичной демографической информации от технологии сбора вторичной демографической информации. Знать данные различия.
3. Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя дайте определение «Перепись населения». Запомните его.
4. Схематично изобразить «Последние переписи в экономически развитых странах». Проанализировать полученный рисунок, когда в основном проводятся переписи – год, месяц, первый день переписи – день недели какой и т.д.).
5. Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя выделите, и запишите Принципы современных переписей населения.
6. Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя объясните, что собой представляет критический момент переписи?
7. Что собой представляет Программа переписи населения. Опишите кратко что обычно включается в данную программу.
8. Самостоятельная домашняя работа.Изучите – краткую историю переписей в России (Учебники: Например - Косов, П.И.,Берендеева, А.Б. Основы демографии: учеб.пособие для вузов.-2-е изд., доп. и переработ.- М.: Инфра-М, 2010, С. 37-42., Интернет-ресурсы) и изложите письменно кратко основные моменты темы.
Учебно-методическое обеспечение занятия
Учебники
1. Демография и статистика населения: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006..
2. Медков В.М. Демография: учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2008. - 683с.
3. Косов, П.И.,Берендеева, А.Б. Основы демографии:учеб.пособие для вузов.-2-е изд., доп. и переработ.-М.:Инфра-М,2010.-288 с
Интернет-ресурсы
1. Федеральная служба государственной статистики РФ http://www.gks.ru
2. «Демография России»http://dmo.econ.msu.ru
3. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» еженедельный журнал «Демоскоп» // www.demoscope.ru
4. Библиотека полнотекстовых учебников и учебных пособий по гуманитарно-экономическим и техническим дисциплинам http://window.edu.ru
5. Демографический сайт Б.П. Денисова http://demography.narod.ru
6. POPLINE (База данных по демографическим исследованиям) www.jhuccp.org
7. PopulationInformationNetwork (Официальный демографический сайт ООН) www.undp.org/popin/popin.html