(по нем. философу И. Канту)
Познавательные Практические Ценностные Социальные
отношения отношения отношения отношения
( метафизика, (мораль) (религия)
философия)
Мировоззрение возникает как общечеловеческое явление, оно присуще каждому человеку в его нормальном состоянии. Общечеловеческий характер мировоззрения предопределяет его чрезвычайно большое разнообразие, так как люди по-разному отражали и отражают мир и самих себя.
Типология мировоззрения - это не просто перечисление его возможных видов, а прежде всего, выделение типичных признаков, по которым и на основании которых осуществляется классификация основных типов мировоззрения.
Классификация мировоззрения за разными критериями:
1. По носителям:
– индивидуальное; – коллективное;
– групповое; – национальное;
-региональное.
2. По уровням мировоззрения и осознания:
- осознанное; – неосознанное;
- частично осознанное; – обыденное;
- философское; – сформированное на основах научных
знаний.
|
|
3. По историческим эпохам:
- архаическое; – античное;
- средневековое; – ренессансное;
- мировоззрение XX ст.
4. По морально-ценностным ориентирам:
- эгоистическое; – альтруистическое;
- гуманистическое; – антигуманное;
- циничное; – шовинистическое.
5. По строению:
- целостное; – фрагментарное;
- внутренне слаженное; – противоречивое.
6. По степени адекватности восприятия действительности:
- реалистическое; – фантастическое;
- искаженное; – адекватное действительности.
7. По отношению признания существования высших сущностей:
- религиозное; – скептическое;
- агностическое; – атеистическое.
Функции мировоззрения:
- интегрирование человека в мир;
- предоставление человеку важнейших жизненных ориентиров;
- подать действительность в ее человеческих измерениях и проявлениях.
-
Основные компоненты в структуре мировоззрения:
1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях - повседневных, профессиональных, научных, которые представляют конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизируют и обобщают результаты индивидуального и общественного познания, формируют стиль мышления общества, народа, эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, нормы, директивные действия. Основой этого элемента являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые, эстетические. В них в большей степени, чем в ценностном имеет место приказной, принудительный характер, требующий поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.
|
|
3. Эмоционально-волевой компонент – допускает то, что для реализации ценностей и норм их надо усвоить и выработать психическую модель к готовности действовать.
4. Практический компонент – это реальная готовность человека к определенному типу поведения в тех или иных обстоятельствах.
Уровни мировоззрения:
1. Жизненно-практический – характерен для мифологии и религии и включает в себя опыт, традиции, обычаи, взгляды.
Недостатки:
1) недостаточная продуманность, системность, обоснованность;
2) в нем не редки внутренние противоречия и устойчивые предрассудки.
2. Теоретический – он относится к науке и философии.
Рассмотренная классификация, компоненты и уровни мировоззрения дают возможность отметить, что философия возникает определенным типом мировоззрения: философия фигурирует как мировоззрение определенного уровня, а это означает, что все люди имеют мировоззрение, тем не менее далеко не каждый человек приобщен к философии и, соответственно, не каждый человек выходит на ее уровень в своих мировоззренческих ориентациях.