Под структурой урока следует понимать определенную последовательность решения педагогических задач и соответствующий этому порядок чередования в нем физических упражнений.
Правильно построенным уроком следует считать такой, в котором наилучшим образом будут решены следующие задачи:
1. Достижение занимающимися максимальных результатов с минимальной затратой энергии и времени.
2. Сохранение высокой работоспособности занимающихся в течение всего занятия.
3. Обеспечение благоприятных для здоровья занимающихся условий проведения и режима занятий.
Для любого занятия гимнастикой характерно наличие трех фаз.
В первой фазе занимающиеся подготавливаются к основной работе; во второй — проводится основная работа, а в третьей — работа завершается. Эти фазы принято называть частями урока: подготовительной, основной, заключительной.
Определение целей обучения. Исходной позицией, определяющей деятельность преподавателя на уроке, является ее цель. Правильное определение цели обучения служит гарантией его успешного проведения и завершения. От постановки цели обучения зависит выбор средств, метод и формы организации урока. Каждое действие преподавателя должно быть мотивированным. Следует учесть, что четкое представление цели занятий повышает активность занимающихся на уроке, мобилизуя их усилия в нужном направлении.
|
|
Выбор средств. Основным источником, определяющим содержание урока гимнастики, является государственная программа. Однако различные условия проведения занятий, которые не могут быть предусмотрены одной общей программой, требуют методической ее расшифровки и в отдельных случаях некоторых дополнений.
Наметив конечные цели каждого этапа учебно-тренировочного процесса, можно определить задачи на более короткие отрезки времени, в том числе и на ближайший урок, а затем и соответствующие им средства.
Основными средствами урока по гимнастике являются:
1. Упражнения, обеспечивающие специальную физическую подготовку занимающихся.
2. Подводящие и специальные дополнительные упражнения, способствующие успешному обучению занимающихся.
3. Разнообразные гимнастические упражнения, повышающие координационные возможности занимающихся.
4. Соответствующие контингенту занимающихся упражнения, предусмотренные государственными программами.
Плотность урока. Общая плотность урока (в процентах).
Это время, потраченное на урок и имеет прямое отношение к занятию, деятельность, куда входит: выполнение упражнений, необходимый отдых после их выполнения, переработка наглядной и словесной информации преподавателя или общее время, отведенное на урок по расписанию. В идеале общая плотность занятия должна приближаться, стремиться к 100%.Снижение этого показателя является следствием допущенных ошибок в работе преподавателя.
|
|
Причины, приводящие к снижению плотности урока:
1. Неоправданные простои на уроке, вызванные несвоевременной подготовкой мест занятий и спортивного инвентаря, ожиданием очереди перед выполнением упражнений и т. д.
2. Неподготовленность преподавателя к занятию.
3. Излишняя или малоэффективная словесная информация преподавателя.
4. Неудовлетворительная дисциплина занимающихся на уроке.
Моторная плотность определяется отношением потраченного времени непосредственно на выполнение упражнений к общему времени занятия (в процентах).
В отличие от общей плотности моторная плотность в идеале не стремится к 100%. По суммарному показателю моторной плотности всего занятия нельзя судить о качестве его проведения. Моторная плотность должна постоянно изменяться в процессе занятия. Неизбежность этих изменений объясняется, прежде всего, различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами проведения. Например, для подготовительной части подбираются упражнения небольшого энергетического веса, и проводятся они, как правило, фронтально с незначительными паузами (иногда без пауз) для отдыха.
Требования к занимающимся. Главное — необходимо добиться точного выполнения занимающимися всех упражнений, предусмотренных программой урока. Иначе учебный процесс превратится в неуправляемое мероприятие. По ходу урока преподаватель должен постоянно следить за действиями занимающихся, добиваясь максимального приближения качества выполнения упражнений к уровню, возможному при данных условиях.
Проявление высокой требовательности преподавателя к ученикам повышает его авторитет и интерес к предмету.
Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, рекомендуется:
1. Проявлять ее постоянно, не допуская ни одного случая отклонения от задания.
2. Требовать только таких действий и на таком качественном уровне его выполнения, которые находятся в пределах возможности занимающихся.
3. При исправлении погрешностей в действиях занимающихся проявлять тактичность, щадящую их самолюбие.
На уроке должна поддерживаться достаточно высокая дисциплина. Нужно установить такие взаимоотношения с учениками, которые давали бы возможность преподавателю в любой момент мобилизовать внимание занимающихся.