Организация урока и способы управления занимающимися

Под структурой урока следует понимать определенную после­довательность решения педагогических задач и соответствующий этому порядок чередования в нем физических упражнений.

Правильно построенным уроком следует считать такой, в кото­ром наилучшим образом будут решены следующие задачи:

1. Достижение занимающимися максимальных результатов с минимальной затратой энергии и времени.

2. Сохранение высокой работоспособности занимающихся в те­чение всего занятия.

3. Обеспечение благоприятных для здоровья занимающихся ус­ловий проведения и режима занятий.

Для любого занятия гимнастикой характерно наличие трех фаз.

В первой фазе занимающиеся подготавливаются к основной работе; во второй — проводится основная работа, а в третьей — работа за­вершается. Эти фазы принято называть частями урока: подготови­тельной, основной, заключительной.

Определение целей обучения. Исходной позицией, определяю­щей деятельность преподавателя на уроке, является ее цель. Пра­вильное определение цели обучения служит гарантией его успешно­го проведения и завершения. От постановки цели обучения зависит выбор средств, метод и формы организации урока. Каждое дейст­вие преподавателя должно быть мотивированным. Следует учесть, что четкое представление цели занятий повышает активность зани­мающихся на уроке, мобилизуя их усилия в нужном направлении.

Выбор средств. Основным источником, определяющим содержа­ние урока гимнастики, является государственная программа. Одна­ко различные условия проведения занятий, которые не могут быть предусмотрены одной общей программой, требуют методической ее расшифровки и в отдельных случаях некоторых дополнений.

Наметив конечные цели каждого этапа учебно-тренировочного процесса, можно определить задачи на более короткие отрезки времени, в том числе и на ближайший урок, а затем и соответствующие им средства.

Основными средствами урока по гимнастике являются:

1. Упражнения, обеспечивающие специальную физическую под­готовку занимающихся.

2. Подводящие и специальные дополнительные упражнения, способствующие успешному обучению занимающихся.

3. Разнообразные гимнастические упражнения, повышающие координационные возможности занимающихся.

4. Соответствующие контингенту занимающихся упражнения, предусмотренные государственными программами.

Плотность урока. Общая плотность урока (в процен­тах).

Это время, потраченное на урок и имеет прямое отношение к занятию, деятельность, куда входит: выполнение упражнений, необходимый отдых после их выполнения, переработка наглядной и словесной информации пре­подавателя или общее время, отведенное на урок по расписанию. В идеале общая плотность занятия должна приближаться, стремиться к 100%.Снижение этого показателя является следствием допущенных ошибок в работе преподавателя.

Причины, приводящие к снижению плотности урока:

1. Неоправданные простои на уроке, вызванные несвоевремен­ной подготовкой мест занятий и спортивного инвентаря, ожиданием очереди перед выполнением упражнений и т. д.

2. Неподготовленность преподавателя к занятию.

3. Излишняя или малоэффективная словесная информация пре­подавателя.

4. Неудовлетворительная дисциплина занимающихся на уроке.

Моторная плотность определяется отношением потра­ченного времени непосредственно на выполнение упражнений к об­щему времени занятия (в процентах).

В отличие от общей плотности моторная плотность в идеале не стремится к 100%. По суммарному показателю моторной плотности всего занятия нельзя судить о качестве его проведения. Моторная плотность должна постоянно изменяться в процессе занятия. Неиз­бежность этих изменений объясняется, прежде всего, различием со­держания применяемых упражнений, местом их использования и методами проведения. Например, для подготовительной части под­бираются упражнения небольшого энергетического веса, и прово­дятся они, как правило, фронтально с незначительными паузами (иногда без пауз) для отдыха.

Требования к занимающимся. Главное — необходимо добиться точного выполнения занимаю­щимися всех упражнений, предусмотренных программой урока. Иначе учебный процесс превратится в неуправляемое мероприятие. По ходу урока преподаватель должен постоянно следить за действиями занимающихся, добиваясь максимального приближения качества выполнения упражнений к уровню, возможному при дан­ных условиях.

Проявление высокой требовательности преподавателя к учени­кам повышает его авторитет и интерес к предмету.

Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые ре­зультаты, рекомендуется:

1. Проявлять ее постоянно, не допуская ни одного случая от­клонения от задания.

2. Требовать только таких действий и на таком качественном уровне его выполнения, которые находятся в пределах возможности занимающихся.

3. При исправлении погрешностей в действиях занимающихся проявлять тактичность, щадящую их самолюбие.

На уроке должна поддерживаться достаточно высокая дисцип­лина. Нужно уста­новить такие взаимоотношения с учениками, которые давали бы возможность преподавателю в любой момент мобилизовать внима­ние занимающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: