Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности

Самопознание личности - сложный процесс изучения индивидом самого себя, начальным моментом которого является самонаблюдение, самоанализ. В результате в результате самопознания в сознании человека отражается весь спектр собственных свойств и качеств.

Саморегуляцияпредусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, дрожание пальцев вызывают нерешительность, неуверенность в себе; заискивающие интонации углубляют беспокойство. И наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками, развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку, улыбаться в моменты растерянности, недоумения; смотреть уверенно и строго в конфликтной ситуации, человек приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации.
Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях.

Содержание воспитательной работы по формированию потребности в самопознании и саморегуляцииличностизаключается в воспитании у обучающихся навыков самоисследования, разработки программ самосовершенствования и проектирования своего будущего; в воспитании потребности к самотворчеству как значимой деятельности; в обогащении представлений обучающегося о качествах, составляющих личное достоинство человека (доброй воле, трудолюбии, гражданской ответственности, порядочности и др.).

Условия воспитания потребности в самопознании и саморегуляции личности:

участие обучающихся в общественной и социально значимой деятельности, мотивация к самосовершенствованию;

систематическая работа с обучающимися по расширению представлений о себе, формированию адекватной оценки себя и других, обучение проектированию целей и средств достижения образа желаемого будущего.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: