Основные виды и формы костюма. Основными видами мужской одежды являются штаны, туника, далматика, плащ

Основными видами мужской одежды являются штаны, туника, далматика, плащ. Характерная часть восточного костюма – штаны, закрывающие полностью ноги, - прочно вошла в византийский быт. Это были разъемные штаны, представляющие собой длинные чулки, которые привязывались к поясу. Туника напоминала позднюю римскую тунику с длинными, суженными книзу рукавами. Сверху одевали далматику, как правило, эта одежда изготавливалась из парчи, рукава далматики были значительно шире, чем рукава туники (которые виднелись из-под нее). Довершал костюм плащ- мантия, подобный римскому полудаментуму для знати или пенула, носимый в народе. Плащ украшался декоративными полосами по разрезу, у шеи или ромбовидной нашивкой из пурпурной ткани или золотой парчи, эта нашивка называлась – таблион. Таблион был знаком высокого общественного положения византийца. Особенно богато украшался таблион на плаще императора.

С VII в. неотъемлемой частью императорского костюма делается лорум — широкий длинный шарф из плотной золотой парчи, украшенный драгоценными камнями и золотыми чеканными пластинками. Ширина его составляла обычно 15-35 см, длина — 4-5 м. (Свое происхождение лорум ведет от древнеримского шарфа консулов,1 который они получали, когда назначались на консульство). Не менее важными были венец и воротник-оплечье — широкий круглый, пышно декорированный золотом и драгоценностями.

Для женского костюма также характерна многослойность. Так же как и мужской костюм, силуэт женского - стремится к цилиндрической форме, маскирующей тело. Основные виды женской одежды: туника, стола, далматика, омофорий, плащ-мантия, пенула. Поверх нижней туники одевали столу из мягкого атласа с длинными узкими рукавами, сверху далматику с диагонально обрезанным подолом, ее изготавливали из плотной парчи, расшивали драгоценными и полудрагоценными камнями. Богатые женщины дополняли такой костюм плащом-мантией, а бедные пенулой. Наряду с роскошными светскими одеждами из дорогих тканей в Византии появляется накидка - омофорий, закрывающая верхнюю часть женской головы. Концы ее перекрещиваются спереди и перебрасываются на спину. Вместе с длинной столой такая накидка придает фигуре аскетический вид. Этот костюм настолько соответствовал требованиям христианской религии и эстетики, что стал постоянной одеждой святых в иконописи. Костюм императрицы дополнялся воротником-оплечьем, декорированный жемчугом и драгоценными камнями, а также венцом с длинными жемчужными подвесками.

Новое представление о красоте, использование неэластичных тканей обусловили появление новых форм одежды, в которых господствующей становится форма «футляр», простая по покрою, делающая тело как бы бесплотным. Силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих естественные формы человеческого тела. Из костюма почти исчезли драпировки, а там, где они остались, античную мягкость и пластику заменили тяжелые, монументальные фалды, придающие силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра.

Византийский костюм оказал большое влияние на костюм средневековой Европы и особенно Древней Руси, с которой был развит культурный и торговый обмен. Великолепные, художественно отделанные ткани были образцом подражания в изготовлении одежды для знати, закрытые одежды, соответствовавшие основным идеям христианства, долго бытовали в Европе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: