Костюм 1900—1914 годов

В начале XX в. стиль модерн, утвердившийся в женском костюме еще в XIX в., продолжает оказывать большое влияние на силуэт, использование тканей, декоративное решение костюма. Наиболее интересен силуэт в профиль, который создается с помощью корсета s-образной формы. По сравнению с силуэтом 90-х гг. XIX в. он изменяется незначительно: линии груди и талии спереди понижаются, в этой части лифа появляется небольшой напуск. Талия сзади несколько завышена и прямо от нее начинается мягкий валик турнюра. В начале XX в. силуэту стремились придать черты павлина, бабочки, цветка. Такой эффект достигался и четким разделением фигуры на две части под углом друг к другу, и пышным декоративным треном, напоминающим павлиний хвост, и разлетающимися, словно крылья бабочки, болеро, и росписью, аппликацией, изображающей эти стилизованные формы.

Дорогие текучие ткани модерна орнаментировались стилизованными формами вьющихся, экзотических, болотных растений, водорослей, раковин, медуз, внутренним строением цветов и листьев. Узор располагался асимметрично.Цветовая гамма строилась на умеренных приглушенных тонах: глубокий гранатовый, темно-зеленый, табачный, бронзовый, многочисленные оттенки серого, нежно-голубого и т.д.

Изогнутые линии s-образного силуэта подчеркиваются асимметричным расположением отделки, драпировками на лифе и юбке. Декоративное решение костюма осуществляется путем сопоставления фактур материалов (бархата, атласа, шифона, дорогого меха), изысканных цветовых сочетаний (синего с зеленым, желтого с зеленым, серого с розовым), широкого применения кружев и вышивки крупного рисунка шелком, бисером, драгоценными камнями. Крой юбок — в основном клеш. Костюм дополняют шляпы огромных размеров, украшенные цветами, бантами, перьями, а также пышные прически. Мужской костюм изменяется незначительно.

Огромное влияние на костюм этого периода оказали гастроли в Париже русской балетной труппы Дягилева, поразившей французов не только мастерством исполнения, но и изумительной декоративностью костюмов художника Бакста, использовавшего античные, восточные, половецкие мотивы. Яркие краски этих костюмов зазвучали в новых модных цветах: оранжевом, лимонно-желтом, алом, лиловом. Их экспрессивные художественные формы, выразительные линии сказались в новом предложении моды — платье «реформ», освободившем женщину от корсета. На протяжении всего XIX в. художники, врачи, гигиенисты отстаивали идею освобождения костюма от корсета. Художником, сумевшим первым отразить эту назревшую эстетическую потребность, был талантливый и смелый новатор Поль Пуаре. В 1913 г. он предлагает коллекцию платьев-туник без корсета с гибким естественным силуэтом, с высокой линией талии. Его модели декоративны и выразительны по цвету. Вместо блеклых тонов и вялых сочетаний «модерна» появляются контрастные яркие цвета. Пуаре использует в своей коллекции античные, восточные, русские народные мотивы. Для его восточной коллекции характерна великолепная яркая вышивка, блестящая парча, кайма, отделанная бахромой, жемчуг и дорогие перья - сплошная экзотика, насыщенные звучащие цвета, разнообразные фактуры. В 1911—1912 гг. Пуаре ездил в Россию и под влиянием этой поездки создал платье из сурового полотна «Казань», зимнее манто в стиле русской шубки. Также кутюрье является изобретателем так называемой «хромой юбки» («hobble skirt») — юбки с шириной ниже колена около 30 см, которая позволяла передвигаться исключительно семенящей походкой.

В начале ХХ века в Париже творил не только известный кутюрье П. Пуаре, но и другие модельеры. Необходимо упомянуть о творчестве Ж. Ланвен. В ее моделях корсет сохраняется, но не деформирует фигуру. Жанне Ланвен также создает новое направление – детскую моду. В 30 лет у нее рождается первый и единственный ребенок, и с этого же момента начинается карьера Жанны Ланвен как кутюрье. Первые детские модели Ланвен создает именно для своей дочери, и они не имеют ничего общего с обычным для того времени детским гардеробом, который был лишь уменьшенной копией одежды для взрослых. Так она создает первую коллекцию детской одежды, которая становится основой ее дома моделей. Немного позже она представляет модели для девушек и женщин и становится первым модельером, который позаботился о женщинах всех возрастов. Более того, она разрабатывает молодежный стиль. Простой покрой, свежие цвета, и прежде всего, знаменитый ланвеновский синий, делают женщин любого возраста более женственными и романтичными. Эти платья из мягких струящихся тканей с неизменной длиной до щиколоток вошли в историю моды как «стильные платья». С 1926 года Жанна создает моду и для мужчин. Дом Ланвен становится первым, в котором может одеваться вся семья.

Необходимо также упомянуть Мариано Фортени. Именно ему удалось создать платье, ставшее поистине бессмертным: платье-тунику из плиссированного шелка, которое в сложенном виде поместится в очень маленькой коробке. Оно и по сей день пользуется успехом у самых взыскательных дам (когда им удается раздобыть один из редких оригиналов на каком-нибудь аукционе). Знатоки сразу признали ее произведением искусства - это платье, которое ничего не показывает и ничего не скрывает. Оно напоминает древнегреческий хитон и ниспадает с плеч до пола, без вытачек, подкладок или сборок. Женщинам, которые не нуждались в корсете, оно предоставило свободу движений: платье-туника становится платьем современных танцовщиц, в том числе для легендарной Айседоры Дункан. На удачную находку Фортени ориентировались многие, прежде всего его друг Поль Пуаре, и один из самых знаменитых современных модельеров японец Иссей Мияке в своей коллекции «Pleats please».

Интерес художника к тканям и краскам заставлял его экспериментировать с бархатом, шелком и новыми способами нанесения рисунка. Форма же Фортени не интересовала. Так возникла сначала кносская шаль, покрывало типа сари, которая с большим успехом использовалась в сценических костюмах, например для Маты Хари. Тунику он также создал из простого полотнища, изобретя способ стойкой плиссировки шелка, тайна которого до конца не раскрыта, как и способ передачи тонких цветовых оттенков. Все это делает модели Фортени столь же ценными, как музейные экспонаты.

Необходимо также сказать об эстетическом идеале и кумирах этого десятилетия. Женщины, которых мужчины выбирали в жены, должны были выглядеть скромно и естественно. Поэтому все искусственное, косметика или краска для волос, считалось предосудительным. По меньшей мере официально. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы кожа была загорелой или хотя бы слегка покрасневшей от солнца, как у людей рабочего сословия. Она должна быть белоснежной, так что жидкие отбеливатели и осветляющие кремы были необходимы, так же как и белая рисовая пудра. Дополнительно подрисовывались голубовато-фиолетовые жилки на висках, шее и декольте.

Прямые волосы указывают на своевольный характер. Слегка волнистые, забранные в пышную прическу более привлекательны, и, чтобы добиться нужного эффекта, использовались щипцы для завивки, перманент, накладные пряди волос. Самым подходящим ароматом для очаровательной дамы, одетой в платье пастельных тонов, был запах лаванды - чистый, свежий и успокаивающий.

Феминистки добиваются того, что использование декоративной косметики становится допустимым с точки зрения общества. Их борьба за признание нравственного превосходства и естественной красоты женщины приводит к тому, что первые суфражистки выглядят очень ухоженно, хорошо одеты и искусно подкрашен, они начинают служить образцами для подражания.

Кумирами десятилетия были актрисы, и естественной ареной от кутюр был театр, позволявший рассмотреть шедевры высокой моды при оптимальном освещении. Лучшими клиентками кутюрье были актрисы, для них создавались самые дорогие наряд, в которых они блистали на сцене и в частной жизни, протекавшей более или менее публично. Это были Сара Бернар, величайшая актриса театра, и ее исполнение ролей Тоски, Жанны д'Арк или Федры незабываемо. Для одной из ее ролей в «L'Aiglou» («Орленке») создал костюм молодой Поль Пуаре.

Помимо актрис, на одежду и внешний облик женщин огромнейшее влияние оказывали танцовщицы. Более того, именно они в конечном счете изменяли моду. Айседора Дункан (1878-1927) и Мата Хари (1876-1917) были среди первых, кто смело предстал перед публикой почти обнаженными, прикрытыми лишь вуалью, что побудило Поля Пуаре избавить женское тело от корсета.

В начале века одной из самых влиятельных в мире была женщина не из плоти и крови, а та, что вошла в жизнь благодаря рисункам Чарлза Дана Гибсона. С 1890 по 1910 г. он сотрудничал с журналом «Colliers», куда регулярно поставлял шаржи, отражающие реакцию буржуазного общества на эмансипацию женщин. Главное место в них всегда занимала фигура спортивной и интеллигентной, красивой и сохраняющей свой стиль молодой женщины. «Девушка Гибсона» побуждала своих современниц не только заниматься спортом - теннисом, плаванием или верховой ездой, но и садиться за руль автомобиля. А также служила своеобразной законодательницей мод.

 

Контрольные вопросы:

1) Какое значение на моду оказали Русские сезоны в Париже?

2) Опишите эстетический идеал десятилетия?

3) В чем заключается новаторство кутюрье Поля Пуаре?

4) Охарактеризуйте вклад Мариано Фортени в историю моды.

5) Кто из модельеров стал первым создавать одежду для детей?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: