УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
современного русского языка
Института филологии, массовой
информации и психологии
Л.Н. Храмцова
«__25_» марта___________ 2011__г
Филология в системе современного гуманитарного знания
(часть 1)
Направление подготовки:
Филология
Магистерская программа:
Коммуникативные аспекты изучения русского языка
Степень выпускника:
Магистр
Магистерская программа:
Русский язык как иностранный
Степень выпускника:
Магистр
Форма обучения:
Очная / заочная
Новосибирск 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью освоения дисциплины «Филология в системе современного гуманитарного знания» является подготовка магистрантов к решению следующих задач профессиональной деятельности:
а) определение основных понятий курса, соотношения составляющих филологии (литературоведения и лингвистики); взаимодействия филологического знания с другими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами; понимание целей, задач и принципов современного филологического исследования;
б) осмысление смены научных парадигм в последнее двадцатилетие в современной лингвистике; становления антропоцентрического направления в изучении языка; расширения сферы интересов лингвистики и появления новых областей знания (лингвокультурологии, социолингвистики, теории языковой личности, когнитивной лингвистики, гендерной лингвистики, юрислингвистики и др.);
в) осмысление связи/взаимодействия разных лингвистических направлений и школ в современной научной парадигме; понятия «полипарадигматизм» современного языкознания;
г) освоение новых баз данных (лексикографических и текстовых) и новых методик, выработка методологической базы исследовательской работы.
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. Курс «Филология в системе современного гуманитарного знания. Часть 1» (М1. Б.1) относится к базовой части общенаучного цикла учебного плана направления 032700.68 Филология магистерской программы «Коммуникативные аспекты изучения языка».
Дисциплина изучается в первом семестре.
Актуальность этой дисциплины определяется необходимостью определения/уточнения границ современной филологической науки, понимания ее взаимодействия с другими гуманитарными (и негуманитарными) науками, поскольку в настоящее время интенсивно развиваются смежные с филологией области, в том числе и прикладные (ОК-1, ОК-2). Кроме того, «полипарадигматизм» современной науки, взаимодействие традиционных и новых направлений филологии необходимо осознать, чтобы успешно осуществлять самостоятельное исследование, требующее переосмысления традиционных методов и приемов (ОК-1, ОК-5, ПК-6).
«Филология в системе современного гуманитарного знания» предваряет такие дисциплины курса, готовя для них «почву», как «Когнитивная лингвистика » (ПК-1), «Теория коммуникации» (ОК-1), «Текст как объект филологического исследования» (ОК-1), «Методы и приёмы филологических исследований» (ОК-2, ОК-5, ПК-1), «Теоретические и прикладные аспекты современной лексикографии» (ОК-5, ПК-1).
Поскольку курс «Филология в системе современного гуманитарного знания» имеет интегративный характер, его преподавание позволяет увязать разные аспекты изучения языка: структурно-системный, функционально-семантический и коммуникативно-прагматический, продемонстрировав тенденцию получения целостного знания о предмете, а также проследить взаимодействие и взаимовлияние филологии с другими гуманитарными дисциплинами (ОК-6, ПК-1, ПК-4).
Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль осуществляется в форме собеседования, а также проверки конспектов основных лингвистических работ по указанной проблеме, а также проверки рефератов, посвященных изучению различных направлений современной филологии.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзамена, который предполагает подготовку и защиту реферата по одной из предложенных проблем.
Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6; ПК-1; ПК-4 (таблица 1).
Таблица 1. Требования к результатам освоения программы
Формируемые компетенции | Дескрипторы |
ОК-1 –способность совершенствоватьиразвивать свой интеллект и общекультурный уровень | Знать: основные принципы современных гуманитарных исследований, связь филологии с другими гуманитарными науками (философией, психологией, культурологией и др.), место филологии и ее роль в выработке научного мировоззрения. Уметь: читать и анализировать научную литературу. Владеть: навыками ведения научной дискуссии, умением выстраивать систему аргументов (с опорой на опыт предшественников и свой исследовательский опыт), а также умением слушать и слышать аргументы оппонента, а также владеть приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации.. |
ОК-2– способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности | Знать: основные методы и приемы лингвистических исследований. Уметь: создавать комплексные методики, пригодные для конкретной исследовательской задачи, понимать взаимно корректирующие возможности различных методов и приемов. Владеть: навыками исследования лингвистических объектов. |
ОК-5 –способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знания, не связанных со сферой деятельности | Знать: новые информационные технологии: лексикографические и текстовые корпуса; новые типы словарей; технологии разработки электронных обучающих модулей для школьников, студентов русскому языку и РКИ. Уметь: адаптироваться к изменению профиля деятельности; пользоваться информационными технологиями с целью получения знаний по филологии и смежным областям знания (преподавание РКИ, лингвистическое экспертирование, филологическое обеспечение рекламы); уметь рассматривать изучаемый объект в парадигме разных научных направлений (текст как объект лингвистического и литературоведческого анализа). Владеть: навыками поиска с помощью информационных технологий необходимой научной литературы, составления библиографических списков по теме исследования, составления исследовательских картотек. |
ОК-6 – способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности | Знать: уровень и требования, предъявляемые к современному филологическому исследованию (анализ лучших образцов научной лингвистической мысли). Уметь: анализировать современную и классическую научную литературу с целью выработки своей научной позиции, а также с целью выявления исследовательских лакун; переоценивать имеющийся опыт в описании и моделировании того или иного объекта с тем, чтобы, не теряя связи с научной традицией, попытаться получить новые знания о языке и о говорящем человеке. Владеть: инструментарием и источниками материала лингвистического описания. |
ПК-1– способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования | Знать: состояние и динамические процессы современной научной парадигмы, место антропоцентрической научной парадигмы в системе современных направлений русистики; наиболее перспективные и актуальные направления, входящие в эту научную парадигму; принципы лингвистических исследований конца ХХ – начала ХХI веков: целостность и системность; диалогичность; контрастивность; рационализм. Уметь: выявлять связи/взаимодействие разных лингвистических направлений и школ в современной научной парадигме; Владеть: навыками анализа языковой системы, разных типов дискурсов и языковой личности. |
ПК-4– способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных дисциплин для собственных научных исследований. | Знать: основную проблематику, инструментарий и источники материала разных направлений современной лингвистики; Уметь: анализировать современную и классическую литературу с целью выработки методологической базы собственного исследования. Владеть: системой основных методов и приемов описания языка, дискурса и говорящего человека. |