Этот вид диагностики разработан и проведен совместно с логопедом Соловьевой Т.А. и логоритмистом Гюнтер И.В.
Он включает 3 раздела:
Обследование состояния подкоркового итеративного ритма.
Результаты его рассматриваются как принципиально важные для определения формы нарушения плавности речи, вывода о функционально дефицитарной зоне мозга, а также для определения задач и этапности коррекционной работы.
В этом направлении работы важное место занимает диагностика состояния музыкального ритма у каждого конкретного ребенка. Методы диагностики состоят в том, что ребенка просят:
1.Охлопывать по показу обследующего в медленном, среднем и быстром темпе (20 хлопков: – 10 хл. – пауза- еще 10 хл.).
2. Маршировать и бежать под соответствующую (маршевую) музыку, которая исполняется в разном темпе: медленном, среднем и быстром (20 шагов).
3. Ребенок должен маршировать в заданном темпе без барабанного и других видов сопровождения (20 шагов)
4. Приседать в такт простой (двудольной) танцевальной музыке (10 приседаний).
4. Раскачиваться или делать маятниковые движения рукой в такт колыбельной музыке (15-20 движений).
Если ребенок не способен выполнить эти действия или выполняет некачественно, делается вывод о несформированности у него базисного итеративного ритма – подкорковая итеративная дизритмия.
Имеет смысл обследовать такого ребенка в отношении состояния у него биологических ритмов (ЭКГ, ЭЭГ и пр.). Нередко недостаточность музыкального базисного и биологических ритмов сочетаются.
Ниже приводится образец диагностической карты (№1) по обследованию состояния подкоркового периодического ритма.
Диагностическая карта №1
№ п/п | Тест | Процедура проведения теста | Возможные результаты выполнения теста ребенком | Возможные диагнозы |
1. | Итеративные хлопки | Ребенок должен повторить по показу обследующего хлопки в медленом, среднем и быстром темпе (20 хлопков: – 10 хл. – пауза- еще 10 хл.) | · Правильное выполнение задания. · Выполнение в малом объеме (2-3 хлопка). · Неравномерное отхлопывание | 1.Сохранность итеративного ритма. 2. Нарушение итеративного ритма - подкорковая итеративная дизритмия |
2. | Итеративные шаги под отхлопы-вания под музыку. | Ребенок должен прошагать по показу обследующего в медленом, среднем и быстром темпе (20 шагов) | · Правильное выполнение задания. · Выполнение в малом объеме (2-3 шага). · Неравномер-ное вышагивание | |
3. | Итеративные шаги под барабан, бубен, ксилофон | Ребенок должен прошагать по показу обследующего в медленом, среднем и быстром темпе (20 шагов) | · Правильное выполнение задания. · Выполнение в малом объеме (2-3 шага). · Неравномерное вышагивание | |
4. | Итеративные шаги под музыку | Ребенок должен прошагать по показу обследующего под музыку маршевую в медленом, среднем и быстром темпе (20 шагов) | · Правильное выполнение задания. · Выполнение в малом объеме (2-3 шага). · Неравномерное вышагивание |