Объему выпускной квалификационной работы

ВКР начинается с титульного листа (приложение), на следующей странице размещается лист Реферата (не нумеруется, в количество страниц не включается), затем Содержание, в котором перечисляются в порядке следования необходимые структурные части работы, а именно:

введение;

основная часть (разделы, подразделы, пункты с указанием их наименований);

заключение;

список использованных источников;

приложения (с указанием их наименований).

Для всех частей ВКР указываются страницы, с которых начинается соответствующий фрагмент текста. Образец оформления содержания представлен в приложении.

Во Введении дается краткое обоснование выбора темы ВКР и актуальности проблемы, решению которой посвящена работа. Актуальность указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики.

Очевидно выражена практическая потребность в решении данной проблемы и научно-методическом обосновании проекта решения, таким образом, проводимое исследование и рекомендации могут способствовать оптимизации социальной (педагогической, психологической и т.д.) практики.

С обоснованием актуальности тесно связан такой обязательный компонент введения, как характеристика степени разработанности темы. Анализируя состояние изученности (разработанности) темы, следует оценить имеющийся отечественный и зарубежный опыт, при этом используются ссылки на специальную литературу. В этой связи не следует забывать, что обзор источников и специальной литературы должен охватывать достаточно широкий круг публикаций по рассматриваемой проблеме.

Из характеристики актуальности и степени разработанности темы выводится основное противоречие (взаимодействие между взаимообусловленными и взаимоисключающими противоположностями внутри объекта или его состояний), на основании которого формулируется проблема, которой будет посвящено исследование (проблема, как правило, находит отражение в названии темы ВКР).

Чтобы определить результат, намечаемый при решении проблемы, во вводной части обязательно формулируются цель работы (мысленное прогнозирование результата) и основные задачи (конкретные последовательные этапы достижения цели).

Указываются объект исследования (область реальности и/или деятельности, к которой обращено исследование) и предмет изучения (часть объекта, на которую направлено основное внимание исследования).

Предмет исследования дает ответ на вопрос: как рассматривается объект, какие его новые отношения, свойства, функции и другие особенности будут изучаться.

 

Во вводной части ВКР по направлению «Социальная работа» формулируется гипотеза исследования (то есть предположение, на проверку которого направлена основная часть выпускной работы). Изложение гипотезы подчиняется определенным правилам:

должны быть отражены не самоочевидные положения, а идеи, действительно требующие доказательств;

гипотеза должна соответствовать теме, поставленной цели и задачам и не выходить за рамки предмета исследования;

гипотеза формулируется как система предположений (положений), в которой каждый последующий элемент вытекает из предыдущего, при этом совокупная формулировка не должна быть чересчур громоздкой;

гипотеза должна быть доступна проверке;

в процессе научного исследования гипотеза может уточняться, дополняться или изменяться.

В завершении введения описывается структураработы путем краткой характеристики основного содержания разделов.

Объем введения – четыре-пять страниц.

Основная часть ВКР содержит три главы, каждая из которых делится на два (при необходимости три) параграфа. Каждый из элементов основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. Изложение материала должно логически переходить от одного раздела к другому. Все разделы работы в обязательном порядке завершаются обобщениями и выводами, которые удобно формулировать в виде тезисов и располагать в последовательности от частных положений к более общим.

Разделы и подразделы ВКР должны иметь заголовки, которые точно отражают содержание соответствующих фрагментов текста, не сокращая и не расширяя их смыслового наполнения. Нельзя включать в заголовки сокращенные слова и формулы, повторять общее название ВКР в наименованиях ее разделов. В целом следует придавать заголовкам лаконичную форму и емкое содержание.

Первая глава посвящена социальной характеристике объекта выпускной квалификационной работы. В качестве объекта может выступать организация, на базе которой выполнялась работа и для которой будут сделаны рекомендации в практической главе. Может быть социальная общность или социальная группа, являющаяся носителем изучаемой проблемы.

 

Вторая глава работы является теоретико-методологической. В ней рассматриваются ключевые теоретические аспекты социальных проблем субъектов и объектов социальной работы (в соответствии с темой ВКР) и их связь с конкретными вопросами ВКР.

Кратко рассматриваются теоретико-методологические основания исследования. Вэтом качестве выступают различные теории социальной работы:

 

Таблица 1 Классификация теорий социальной работы

 

Тип теории Рефлексивно-терапевтический подход Социал-коллективистский подход Индивидуал-реформистский подход
Перспектива: всесторонняя   включающая   психодинамическая   критическая социальное развитие
гуманистическая, экзистенциальная антидискриминационная системная
Теория конструктивизм феминистская когнитивно-поведенческая
Модель кризисная активизации целевая

 

Также указываются подходы, которые могут быть использованы в ВКР: демографический, гендерный, психологический, педагогический, социологический, нормативно-правовой и др.

Далее перечисляются использованные методы исследования. Методы изучения явлений жизнедеятельности общества подразделяются на три большие группы:

1) общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, классификация);

2) теоретические (абстрагирование, обобщение, аксиоматический, гипотетический, формализация);

3) эмпирические (наблюдение, опрос, анализ документов, фокус-группа). У каждой научной отрасли дополнительно к перечисленным существуют свои специфические методы и приемы научного исследования. Например, в социальной работе используется психосоциальный диагноз жизненных проблем клиента.

 

Следует помнить, что теоретический раздел является не самоцелью, а средством для полного и всестороннего изучения избранной темы. При этом исследование теоретических вопросов работы должно служить базой для разработки практических вопросов в третьей главе работы.

Третья глава ВКР имеет прикладной характер. По сути, эта глава содержит анализ состояния конкретного объекта социальной работы и раскрывает специфику применяемых социальных технологий. Данная часть работы строится на результатах авторского эмпирического исследования. При написании данного раздела работы студент должен показать навыки владения методами конкретного исследования. Данная часть работы может включать программу исследования, описание состояния объекта или процесса, обозначенного в теме работы, анализ полученных первичных данных. Дальнейшая задача состоит в такой обработке и представлении первичных данных, которые позволили бы оценить и сопоставить результаты для проверки выдвинутых гипотез. Информация, должна быть сконцентрирована в таблицы, диаграммы, графики. Автор ВКР должен убедительно показать, как использовать на практике полученный результат, сформулировав логические выводы и рекомендации, доказывающие правильность подходов автора к решению поставленных задач. Выпускнику также необходимо обосновать свои рекомендации по улучшению изученного процесса. В качестве окончательного продукта проведенного исследования может быть:

1. Социальная программа или проект (цель создания, задачи, правовое обеспечение, ресурсы и т.д.)

2. План мероприятий (по совершенствованию, повышению эффективности, модернизации и т.д.)

3. Модель

4. Технология

 

 

Пример оформления программы (проекта)

Программа организации профориентационной работы в школе.

1 -2 класс
N Содержание Виды деятельности
  Формирование положительного отношения к трудовой деятельности
  1. Беседы о труде.
  2. Внеклассные мероприятия.
  3. Экскурсии.
  4. Профориентационные игры.
  Знакомство с профессиями школы 1. Спектакль, разработанный учащимися старших классов в котором они рассказывают о профессиях в школе.
  Знакомство с профессиями родителей.
  1. Классные часы – встречи.
  2. Рассказ о профессии от лица родителей.
3-4 класс  
N Содержание Виды деятельности
  Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий
  1. -Экскурсии на предприятия, в учреждения города
  2. -Профориентационные игры, путешествие по миру профессий
  3. Составление каталога профессий
  4. Классные часы.
5 класс  
N Содержание Виды деятельности
  Формирование основ профессиональной направленности 1. Анкетирование учащихся 2. Психологическое тестирование
  Осознание учащимися своих интересов 1.Игра «брей ринг»(докажи одноклассниками, что интересно тебе) 2. Классные часы
  Анализ выбранной профессии   1.Тестирование. 2.Игры.
6 класс  
N Содержание Виды деятельности
  Осознание своих интересов: способностей: ценностей, связанных с выбором профессий 1.Профориентационные игры
  Сравнение выбранной профессии в области хочу, могу. 2.Психологические тестирования 3. Профориентационные игры. 4.Беседы с классом.
7 класс  
N Содержание Виды деятельности
  Формирование профессионального самоопределения 1. Классные часы 2. Консультирование психолога.
  Определение личностного смысла выбора профессии. 1.Сотрудничество с центром занятости населения. 2.Психологический тренинг.
  Изучение промышленности области. 1. Профессиональные пробы. 2. Онлайн конференции с сотрудниками предприятий. 3. Профориентационные игры.  
8 класс  
N Содержание Виды деятельности
  Возможности получения профессии после 9 класса.
  1. Классные часы с беседами, о том, что нужно, что бы поступить в техникум, колледж, ПТУ, лицей.
  Анализ учебных заведений в которые можно поступить после 9 класса.
  1. Видео о различных учебных заведениях Ярославской области.
  2. Рассказ о заведениях от их представителей.
  3. Экскурсии в учебные заведения.
  Выбор профессии.
  1. Консультации психолога, социального педагога.
  2. Консультации специалистов, получивших образование после 9 классов.
9 класс  
N Содержание Виды деятельности
  Подготовительная работа для поступления.
  1. Дополнительные курсы по предметам.
  2. Дополнительные индивидуальные консультации.
  Выбор профиля.
  1. Элективные курсы.
  2. Профильные классы.
  Расширение кругозора профессий.
  1. Видео - материалы от специалистов.
10 класс  
N Содержание Виды деятельности
  Возможности получения профессии после 11 классов. 1. Классные часы с разъяснениями о поступлении в ВУЗы. Права абитуриентов.
  Анализ учебных заведений, в которые можно поступить после 11 классов.
  1. Экскурсии в учебные заведения.
  2. Посещение дня открытых дверей.
  Возможности после высшего образования.
  1. Встречи со специалистами, получившими высшее образование.
  2. Онлайн - консультации специалистов.
  Выбор профессии Анализ рынка труда.
  1. Психолого-педагогические консультации.
  2. Профпробы.
  3. Профессиональные игры с изучением рынка труда.
11 класс
N Содержание Виды деятельности
 
  Подготовительная работа для поступления.
  1. Профильные курсы.
  2. Курсы по выбору.
  3. Профпробы.
  Анализ рынка труда на текущий год, а так же экономическое состояние в стране.
  1. Консультации со специалистами из центра занятости.
  2. Онлайн - конференции.
 
  Определение дальнейшего пути(получить профессию или возможность заняться наукой).
  1. Консультации с докторами наук.
 
       

 

Пример оформления плана мероприятий:

Рекомендуемые общешкольные мероприятия:

- создание каталога профессий «Профессиональная карта города»;

- читательская конференции «Профессия и личность»;

- выпуск тематических газет к профессиональным праздникам;

- профориентация: игра «Мир профессий»;

- общешкольные собрания «Мир профессий (встречи с представителями различных профессий)» по типу бесед по профилактике правонарушений;

- посещение городской ярмарки профессий, высших и средних профес­сиональных учебных заведений (в рамках дня открытых дверей);

- открытие страницы «Мир профессий» в школьной газете

- акции «Я - гражданин России».

 

 

Пример оформления модели:

Модель деятельности специалиста по социальной работе по решению проблемы одиночества в пожилом возрасте

Проблема Механизм решения Специалисты Ожидаемые результаты
I.Диагностический этап
Жалобы на одиночество 1. Беседа с одинокими пожилыми людьми. 2. Анкетирование одиноких пожилых людей с использованием методики «Одиночество» (автор С.Г. Корчагина) Специалист по социальной работе 1. Создание доброжелательной обстановки для проведения эксперимента. 2. Получение объективной информации об эмоциональном состоянии одиноких пожилых людей.
II.Аналитический этап
Наличие необработанных результатов диагностики 1. Анализ 2. Синтез 3. Обобщение результатов Специалист по социальной работе. 1. Выявление наличия эмоциональных переживаний по поводу одиночества. 2. Разработка коррекционно-профилактических мероприятий по решению проблемы переживания одиночества пожилыми людьми.
III.Коррекционный этап
Недостаточность общения в пожилом возрасте 1. Внедрение инновационных форм и методов работы с одинокими пожилыми людьми на дому: - обучение работе на компьютере; - организация виртуального социального клуба общения одиноких пожилых людей; - обучение навыкам пользования государственными услугами, предоставляемыми в электронном виде. 2. Социальный шоппинг по предприятиям торговли. 3. Социальный туризм (посещение церкви, учреждений культуры и др.)     Волонтеры Специалист по социальной работе   Специалист по социальной работе Волонтёры   Специалист по социальной работе Волонтеры,       Формирование или развитие навыков работы на компьютере для коммуникации и работы в сети Интернет.     Создание условий для работы и межличностного общения одиноких пожилых людей при помощи сети Интернет.     Реализация актуальной потребности в межличностном общении, развитие позитивных социальных контактов
Негативные эмоциональные переживания по поводу одиночества 1. Организация телефона доверия как дополнительного ресурса экстренной психологической помощи пожилым людям Специалист по социальной работе Психолог Волонтёры 1. Снижение/устранение барьеров общения. 2. Получение психологической поддержки
IV.Заключительный этап
Необходимость получения оценки качества коррекционной работы 1. Повторное проведение диагностики 2. Мониторинг результатов Специалист по социальной работе Оценка эффективности работы

 

Подчеркнем, что в целом материал ВКР должен носить не столько описательный, сколько аналитический и проблемный характер, раскрывать различные точки зрения по изучаемой проблеме, отражать собственные взгляды автора и содержать его комментарии.

Студент должен продемонстрировать умение ставить задачу, выбирать методы ее решения и интерпретировать полученные результаты. Недопустимо дословное переписывание используемых публикаций; возможно только цитирование с указанием на источники.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. Оно должно быть связано с вводной частью и отвечать на вопросы, которые в виде цели и задач были поставлены во введении.

Заключение является итогом всей выпускной квалификационной работы. В нем должно быть отражено мнение автора о возможностях использования различных теоретико-методологических подходов к решению проблем социальной работы.

В заключении выпускник суммирует и последовательно излагает итоги разработки темы, делает главные обобщения и формулирует рекомендации, вытекающие из его работы, подчеркивая тем самым практическую значимость исследования. Заключение не должно содержать новой информации (в том числе таблиц и иллюстраций), положений, рекомендаций и т.д., которые до этого не излагались в ВКР. В нём также определяются основные направления дальнейших исследований в данной области.

Объем заключения – три-четыре страницы.

 

Обязательная составная часть ВКР – список использованных источников. Он размещается после заключения и содержит библиографическое описание специальной литературы, которая применялась при написании работы. Количество использованных источников должно быть не менее 50.

Дополнительный справочный и иллюстративный материал к отдельным положениям ВКР целесообразно представить в приложениях. В приложения рекомендуется выносить материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. В частности, в приложении могут быть представлены:

таблицы вспомогательных цифровых данных и чересчур громоздкие таблицы;

листы опросов, материалы анкет, интервью и т.д.;

инструкции;

вспомогательные методики;

иллюстрации вспомогательного характера;

устав организации;

нормативные документы.

Количество приложений не должно превышать 10 наименований, страницы приложений нумеруются, но не засчитываются в общий объем текста ВКР.

В таблице 1 показано возможное распределение общего объема ВКР и ее отдельных частей.

 

Таблица 1. Рекомендуемый объем разделов выпускной

квалификационной работы

 

Наименование разделов Количество страниц
Общий объем ВКР без приложений 60-70
Титульный лист  
Содержание  
Введение 4-5
Основная часть 50-60
Заключение 3-4
Список использованных источников (не менее 50) 4-5
Приложения Не более 10 наименований


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: