1. Прочитайте друг другу фрагменты из сказки А.Н. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино” вслух несколько раз, меняя силу голоса. Выберите оптимальный вариант для каждого фрагмента и объясните свое решение.
Золотой ключик, или Приключения Буратино
<...>
В это время Мальвина вышла из домика. В одной руке одна держала фарфоровый кофейник, в другой – корзиночку с печеньем.
Глаза у нее все еще были заплаканные – она была уверена, что крысы утащили Буратино из чулана и съели.
Только она уселась за кукольный стол на песчаной дорожке – лазоревые цветы заколебались, бабочки поднялись над ними, как белые и желтые листья, и появились Буратино и Пьеро.
<...>
Мальвина испуганно вскрикнула, хотя ничего не поняла. Пьеро, рассеянный, как все поэты, произнес несколько бестолковых восклицаний, которые мы здесь не приводим. Зато Буратино сразу вскочил и начал засовывать в карманы печенье, сахар и конфеты.
<...>
2. Можно ли прочитать приведенный ниже фрагмент из сказки А.Н. Толстого, не меняя силу голоса? Почему? Предложите свой вариант прочтения и объясните свой выбор.
<...>
Издалека доносились отчаянные вопли и визг – это Артемон и Буратино, очевидно, дорого продавали свою жизнь.
– Боюсь, боюсь! – повторяла Мальвина и листочком лопуха в отчаянии закрывала мокрое лицо.
Пьеро пытался утешать ее стихами. <...> Мальвина затопала на него ногами.
– Вы мне надоели, надоели, мальчик!.. Сорвите свежий лопух – видите же – этот весь промок и в дырках.
Внезапно шум и визг вдали затихли. Мальвина медленно всплеснула руками:
– Артемон и Буратино погибли... <...>
Ударение
К речевым средствам выразительности относится также ударение. Ударение – это выделение в речи той или иной ее единицы (слога, слова и т.д.) в последовательности однородных единиц (слогов, слов и т.д.) с помощью фонетических средств. Различают словесное (выделение слога в слове), синтагматическое (выделение главного по смыслу слова в синтагме – речевом такте) и фразовое ударение. (Подробнее о постановке фразовых и синтагматических ударений см. 1.2. “Законы речи”.)
Под фразой понимают единицу речи, выражающую законченную мысль. Фраза обычно соответствует предложению, но фразой может стать и последовательность слов, предложением не являющаяся. Например, в устной речи часто предложение интонационно, с помощью пауз, дробится на отдельные слова или словосочетания (такое явление называется парцелляцией), которые являются фразами.
Если предложение состоит из одной синтагмы, то синтагматическое (интонационный центр синтагмы) и фразовое ударения совпадут. Если предложение многосинтагменное, то фразовое ударение совпадает с синтагматическим в наиболее важной по смыслу синтагме, часто это последнее слово в предложении (см. 1.2. “Законы речи”).
К.С. Станиславский называл ударение указательным пальцем, отмечающим самое главное слово во фразе или такте (Станиславский К.С. Указ. соч. – С. 163).
Кроме того, есть особый вид ударения – логическое. Назначение логического ударения – подчеркнуть смысл важного в конкретной речевой ситуации слова в предложении. В данном случае проявляется действие второго уровня речи – смыслового (см. 1.2. “Законы речи”). Чаще всего логические ударения совпадают с фразовыми. Если по каким-либо причинам нужно подчеркнуть другое слово в предложении, то логическое ударение окажется сильнее фразового, что приведет к смещению фразового ударения.
Как же мы можем выделить слоги и слова?
1. Увеличить мускульное напряжение и усилить выдох (динамическое ударение).
2. Изменить высоту голоса – тона (музыкальное ударение).
3. Изменить длительность звучания (количественное ударение). Обычно в речи сочетаются все три признака ударения, однако
для большинства языков ведущим является, как правило, один тип ударения, например русский язык считается языком с динамическим ударением.
В выразительном чтении ударные слова во фразе акцентируются с разной силой в зависимости от того, что в ней является самым главным. Но важно и качество ударения. Для придания ударению определенного качества мы прибегаем не только к динамическому ударению, но и дополняем его либо музыкальным (меняя тон голоса), либо количественным (протягивая гласный звук). Вот что говорит о качестве ударения К.С. Станиславский:
...важно, падает ли оно сверху вниз или, наоборот, направляется снизу вверх; ложится ли оно тяжело, грузно или слетает сверху легко и вонзается остро; твердый ли удар или мягкий, грубый или едва ощутимый, падает ли он сразу и тотчас снимается или сравнительно долго держится (Там же. – С. 178).
Задания
1. Правильно ли текст разделен на синтагмы? Расставьте в тексте словесные, синтагматические и фразовые ударения. Объясните свое решение.
Ель
В лесу стояла / чудесная елочка. / Место у нее было / хорошее, / воздуха и света вдоволь; / кругом / росли подруги постарше / – и ели, / и сосны. / Елочке / ужасно хотелось / поскорее вырасти; / она не думала / ни о теплом солнышке, / ни о свежем воздухе, / не было ей дела / и до болтливых крестьянских ребятишек, / что собирали в лесу / землянику и малину; / набрав полные кружки / или нанизав ягоды, / словно бусы, / на тонкие прутики, / они присаживались под елочку / отдохнуть / и всегда говорили: /
– Вот / славная елочка! / Хорошенькая, / маленькая! / Таких речей / деревцо / и слышать не хотело. /
<...>
(X.К. Андерсен)
2. В тексте курсивом выделены слова, на которые падает логическое ударение. Согласны ли вы с расстановкой логических ударений в текстовом фрагменте? Внесите в случае необходимости исправления. Свое решение объясните.
Свинопас
<...>
– Послушай\ – сказала принцесса фрейлине. – Пойди спроси, не возьмет ли он десять поцелуев моих фрейлин?
– Нет, спасибо\ – ответил свинопас. – Десять поцелуев принцессы, или горшочек останется у меня.
– Как это скучно! – сказала принцесса. – Ну, придется вам стать вокруг, чтобы никто нас не увидал]
<...>
(X.К. Андерсен)
3. Расставьте в сказке Д. Биссета словесные, синтагматические и фразовые ударения. Выделите слова, на которые падает логическое ударение. Всегда ли логическое ударение совпадает с фразовым?