Коллективизм и индивидуализм

Различение между коллективистически и индивидуалистически ориентированными культурами позволяет весьма глубоко заглядывать в сущность той или иной культуры. Посмотрим, как это работает.

Для этносов, ориентированных на коллективизм, характерны приоритет интересов группы над личными интересами. В них человек заботится о влиянии своих решений и действий на значимое для него сообщество. «Я» определяется с точки зрения группового членства, социальная идентичность является более значимой, чем личностная, а базовыми единицами социального восприятия являются группы. Это исторически более древняя форма общественной организации, так что, например, в небольших племенах идентификация индивида с группой может быть столь тесной, что почти невозможно представить себе лиц, имеющих собственные интересы (см. Schwartz, 1990).

В коллективистических обществах люди осознают себя членами меньшего количества групп, чем в индивидуалистических, но связаны с ними более тесно. Они чувствуют себя вовлеченными в жизнь других людей, у них преобладают потребности помочь в трудную минуту, проявить привязанность, в ситуации выбора посоветоваться, даже подчиниться: чем больше заботы проявляет индивид по отношению к другим, чем больше связанным с другими он себя чувствует и тем большим коллективистом он является.

Группыоказывают сильное влияние на поведение индивидов. Наиболее значимыми признаются сообщества родственников, соседей, коллег, где люди связаны взаимными обязанностями и ожиданиями, основанными на их постоянном статусе.

Основными ценностями коллективистической культуры являются следование традициям, послушание, чувство долга, которые способствуют сохранению единства группы, взаимозависимости ее членов и гармоничным отношениям между ними.

В коллективистических культурах групповые нормы являются более важным регулятором поведения, чем социальные установки. «Высоко оценивается «правильное поведение», «жизнь по обычаю», «как у людей», «по уставу» (Лотман, 1992-а, с.296).

Нормативно поощряется зависимость от группы: одалживание денег или вещей способствует сохранению сети отношений, основанных на взаимности. При распределении ресурсов превалируют нормы равенства и удовлетворения потребностей. Так, в племенных поселениях все ресурсы объединялись в общий фонд, и даже в обществах охотников, поощрявших инициативу и независимость, крупная добыча часто делилась между членами сообщества.

Одна из особенностей коммуникации в коллективистических культурах – существенная разница в стиле общения со «своими» и «чужими». Например, иностранцев поражает контраст между преувеличенной вежливостью японцев в общении со значимыми для них другими и их грубым поведением в общественном транспорте и на улицах современных городов. В общественных местах и русские воспринимаются иностранными наблюдателями грубыми, невежливыми и «холодными». Но отмечая большую, чем у европейцев и американцев, холодность русских при анонимных контактах, те же наблюдатели подчеркивают их теплоту в отношениях внутригрупповых, особую значимость друзей и дружбы (см. Stephan, Abalakina-Раар, 1996).

Слайд 65 – таблица для сравнения

Для этносов, ориентированных на индивидуализм, человек принимает решения и действует в соответствии со своими личными целями, предпочитая их целям общественным. «Я» определяется в индивидуалистических культурах как независимая, способная выжить вне группы единица, а индивиды – как базовые единицы социального восприятия. Член такого общества является членом многих групп, но – за исключением нуклеарной семьи – слабо с ними идентифицируется и мало от них зависит. Группы, в свою очередь, оказывают слабое влияние на поведение индивидов. Даже родители мало влияют на выбор друзей, работы, места жительства своих подросших детей. Обязанности и ожидания людей основаны на переговорах в процессе достижения или изменения личностного статуса. Приемлемыми признаются споры и конфликты внутри группы. Эмоционально индивидуалисты обособлены от окружающих и имеют склонность к уединению.

Основные ценности индивидуалистической культуры – свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях, власть над окружающими. Они позволяют индивиду комфортно себя чувствовать в любом окружении или в одиночестве, отличаться от других и быть независимым. В индивидуалистических культурах поведение в большей степени регулируется социальными установками, чем групповыми нравственными нормами. Отмечается даже ориентированность подобных культур на нарушение норм – «стремление к оригинальности, необычности, чудачеству, юродству» (Лотман, 1992-а, с. 296). Существующие нормы поощряют независимость от группы: не принято одалживать деньги или брать взаймы вещи. При распределении материальных ресурсов превалирует норма справедливости, согласно которой вознаграждение должно соответствовать индивидуальному вкладу.

Слайд 66

При встрече людей из обществ с разными ориентациями возникают основания для непонимания и напряжения. Например, по разному прозвучат ответы на такие, например, вопросы:

· Можно ли просить что-то в долг?

· Стоит ли просить о помощи в трудную минуту?

· О чем допустимо советоваться, а что следует оставить при себе?

· Какова допустимая степень самораскрытия (насколько детально можно рассказывать о себе)?

· Уместно ли в конкретном случае спорить с руководителем?

· Насколько следует ориентироваться на мнения своих коллег?

· Можно ли в качестве аргумента использовать чувство долга?

· Кого поддерживать в споре: своего, но по закону неправого, или оппонента, если закон явно на его стороне?

· Нормально ли уйти в разгар корпоративного пикника?

Ответить на подобные вопросы удастся точнее, если вы понимаете, в рамках какого типа культуры вы находитесь и что вероятнее всего от вас ожидают окружающие. Также, если вы знаете, в какому типу культуры принадлежит ваш партнер по общению, вам легче понять его смысл его решений, лучше прогнозировать его поведение.

 

Слайд 67

Надеюсь, не надо обсуждать, какая из ориентаций лучше или хуже? Коллективизм – это не только традиция, но и стабильность, не только этнический фаворитизм, но и социальная защищенность. А индивидуализм – это не только амбициозность, но и одиночество, не только достижения, но и риски. Короче, принимаем этнос таким, как он есть – это хорошее начало для бесконфликтного решения своих прикладных задач.

Слайд 68


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: