Организация и методика работы по формированию социально-эмоционального развития у детей с синдромом Дауна

Для создания условий, способствующих социально-эмоциональ­ному развитию, мы используем систему игр и упражнений, реали­зуемых на комплексном занятии адаптационной группы.

Свободная игра

В структуре занятий группы выделено особое время, когда родители и педагоги наблюдают за самостоятельной игрой детей. При необходимости в игру включаются взрослые. Если у ребенка возникает необходимость получить поддержку и одобрение мамы, он может подойти к ней и «подзарядиться» ее участием. Для ма­лышей это первый шаг к самостоятельности, для родителей —


возможность убедиться в том, что дети уже многое умеют и зна­ют. Педагогам свободная игра позволяет определить уровень соци-апьного, эмоционального, речевого развития детей. Таким обра­зом, ситуация свободной игры позволяет создать условия для при­обретения малышом уверенности в своих силах, сформировать у него простейшие навыки взаимодействия, что является необходи­мым условием для постепенного перехода на более высокие уров­ни общения.

Оборудование и игрушки, предлагаемые детям для свободной игры, малыши могут выбрать сами. Часть из них предъявлялась им в процессе логопедического занятия. Кроме демонстрации и называния самого предмета, демонстрировалось и то, как его можно использовать. Если отсроченная имитация сложна для ребенка и вместо ожидаемых предметных или предметно-игровых действий мы наблюдаем манипуляции, лучшим способом формирования деятельности является косвенное воздействие на малыша. Это можно сделать, обратив его внимание на игру сверстника или развернув параллельную игру, самому сыграть роль «продвинутого ребен­ка».

Круг (песенки и потешки)

Эта часть занятия представляет собой вариант хоровода. Дан­ный вид деятельности способствует развитию речи и общения, формирует чувство языка, стимулирует социальное развитие ре­бенка. Организовывая этот вид работы, мы стремились создать условия, позволяющие детям использовать все средства общения, свойственные данному возрасту — экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые.

Здесь целесообразно перечислить средства, которые малыш использует для взаимодействия и общения с окружающими, по­путно указав названия песенок, создающих условия для их фор­мирования.

Имитирует жесты и действия окружающих во всех песен-

ках.

Участвует в общей игре, организуемой взрослым, во всех
песенках.

Учится дожидаться своей очереди, наблюдая за действиями
других детей
-«Бубен», «Приветственная песенка», «Ах, денек
какой хороший».


Участвует в ситуации диалога «Где же наши ручки», «Ку­
рочка моя», «Бабушка, купи курочку».

Выделяет себя как личность благодаря поименному называ­
нию каждогоъ
песенках «Бубен», «Приветственная песенка», «Ах,
денек какой хороший», «Я на камушке сижу».

Инициирует общение «Курочка моя», «Я на камушке сижу».

Участие в ситуации круговой беседы, использование материаль­
ного символа (колокольчик, бубен) при выделении активного уча­
стника беседы - «Приветственная песенка», «Бубен».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: