познавательной деятельности

О девяностолетних людях наука располагает меньшим количеством данных, чем о 60-, 70- или 80-летних, поскольку трудно систематически получать информацию о здоровье и социальных условиях существования людей, относящихся к этой возрастной группе.

Сколько на самом деле может прожить человек, сколь длинна его линия жизни? Геронтология утверждает, что человеческая жизнь может колебаться в пределах от 120 до 180 лет. Предположим, что это стало реальностью для каждого. Действительно ли в этом случае все проживут одно и тоже время? Если бы жизнь измерялась только годами, говорить о чувстве возраста не было бы смысла. Вполне понятно, что психологическая жизнь течет по-разному. Одна жизнь может включать в себя столетия. Так, Р. Баландин, работавший над составлением биографии В.И. Вернадского, писал: “Измерять длительность человеческой жизни годами, все равно, что книгу – страницами, живописное полотно – квадратными метрами, скульптуру – килограммами. Тут счет другой и ценится иное: сделанное, пережитое, продуманное”.

Одним из любопытных феноменов старости и долгожительства являются неожиданные вспышки творческих способностей. По преданию, японский художник Хокусаи сказал, что все, созданное им до 73 лет, ничего не стоит, его художественная карьера началась только после этого. Тициан создал свои самые захватывающие полотна почти в возрасте ста лет. Верди, Рихард Штраус, Шютц, Сибелиус и многие другие композиторы работали до 80 лет и создавали в этом возрасте чуть ли не самую волнующую музыку.

После 70 лет успешно работали такие ученые, как П. Ламарк, К. Лаплас, Г. Галилей, И. Кант, А. Гумбольд (его “Космос” написан в период с 76 до 89 лет), И.П. Павлов (его “Двадцатилетний опыт” написан в 73 года, а “Лекции о работе больших полушарий головного мозга” – в 77 лет), писатели В. Гюго, С. Вольтер, Б. Шоу, В. Гете (вторая часть “Фауста” написана, когда ему было почти 80, и именно к этой фазе жизни относится его знаменитое высказывание: “Ребенок – реалист, юноша – идеалист, мужчина – скептик и старик – мистик”), Л.Н. Толстой создал “Хаджи-Мурат” в 76 лет, художник К. Мане писал полотна до 86 лет. Психолог Б.В. Зейгарник в возрасте 85 лет читала яркие лекции по патопсихологии на факультете психологии МГУ, успешно осуществляла подготовку многочисленных учеников из числа курсовиков, дипломников, аспирантов и докторантов.

Зафиксированные в истории факты долгожительства свидетельствуют о том, что процесс старения глубоко индивидуален.

185 лет прожил житель Венгрии Чартен.

185 лет – мужчина по имени Китахи из Ирана.

182 года – некий Солис из Колумбии.

180 лет – мистер Йорат, поданный ее величества королевы английской.

177 лет прожила его жена Мэрфи Йорат.

170 лет – кочевник Хелу из Ирака.

168 лет – Ширали Муслимов из СССР.

167 лет – весельчак Перейра из Колумбии, обладавший завидным чувством юмора. В день 146-летия его пришли поздравить государственные деятели. Попросили согласия выпустить памятную марку с его изображением. Перейра не отказал высоким гостям, но поставил одно условие: внизу в углу марки должно быть написано: “И пью, и курю”.

159 лет – пакистанец Сайяд Абдул Мабуд.

152 года прожил известный Томас Парр из Англии.

150 лет - Муреи Сулейман Дауд.

139 лет – Китано Кингамконо из Танзании.

137 лет – Намкаео из Таити.

135 лет – Нефиса Абдалах из Египта.

121 год – Мэри Дакуорт из США.

120 лет – Хосе Лоуренс Феррейра из Анголы.

112 лет – Сюзанна Брунс из США.

Самое продолжительное супружество (147 лет) зарегистрировано у венгерской четы Джона и Сары Ровель. Жена умерла в возрасте 164 года, а муж – 172 года. Турчанка Фатима Эдигер из Анкары в возрасте 95 лет родила двойню – мальчика и девочку – от 127-летнего мужа.

Приведем примеры разного рода рекордов, раскрывающих резервные возможности человека.

В возрасте 65 лет Гарнер (США) переплыл Ла-Манш.

Швед Янсон пробежал марафонскую дистанцию за 3 час. 2 мин.

В возрасте 69 лет Шантон шел пешком из Мехико в Москву на Олимпиаду.

В возрасте 70 лет Виллис проплыл один на плоту 12000 км по бурным водам Тихого океана.

В возрасте 73 года Вессель преодолел 100 км за 15 час.

В возрасте 79 лет Ласибер, председатель Международного объединения престарелых марафонцев, пробежал 42 км 195 м за 4 часа.

В возрасте 83 лет Николай Золотов пробежал 30 км, участвуя в соревнованиях на приз газеты “Правда”.

В возрасте 98 лет в своей категории победил грек Иорданис на дистанции Марафон – Афины (42 км 195 м).

В возрасте 105 лет рабочий день у Гарри Льюиса был следующим: утром – 10 км бегом, потом 30 минут физических упражнений. После завтрака – пешком на работу. Он работал официантом в отеле.

Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность – целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

Э. Эриксон выделяет несколько характеристик переживания чувства интегративности: 1) всевозрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности; 2) любовь человеческой личности как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются; 3) приятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; 4) новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; 5) товарищеское, причастное, присоединительное отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятий. На этой стадии развития к человеку приходит мудрость, которую Э. Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Мудрость Э. Эриксон предлагает понимать как форму такого независимого и в тоже время активного взаимоотношения человека с его ограниченной посредством смерти жизнью, которая характеризуется зрелостью ума, тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием.

Утрата или отсутствие эго-интеграции приводит к расстройству нервной системы, чувству безысходности, отчаяния, страху смерти. Отчаяние выражает чувство, что времени уже осталось слишком мало для попытки начать жизнь сначала, устроить ее по-другому и попытаться достичь личностной целостности другим путем. Отчаяние маскируется отвращением или хроническим презрительным недовольством определенными социальными институтами и отдельными людьми. Как бы то ни было, все это свидетельствует о презрении человека к самому себе, но достаточно часто “мильон терзаний” не складывается в одно большое раскаяние.

К какой бы бездне ни приводили отдельных людей эти “последние вопросы”, человек, как творение психосоциальное, к концу своей жизни неизбежно оказывается перед лицом “новой редакции” кризиса идентичности, которую можно зафиксировать формулой “Я есть то, что меня переживет”.

П. Балтес и его коллеги много лет посвятили изучению мудрости, понимаемой как взвешенные суждения и полезные советы по важным или неясным вопросам жизни. Согласно Балтесу, можно выделить пять основных свойств мудрости:

1) мудрость связана, главным образом, с решением важных и сложных вопросов, касающихся смысла жизни;

2) уровень знаний, суждений и советов, отражаемый в мудрости, исключительно высок;

3) знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы и могут применяться в особых ситуациях;

4) мудрость сочетает в себе ум и добродетель и используется как ради личного благополучия, так и для пользы человечества;

5) хотя достичь мудрости нелегко, большинство людей распознает ее без труда.

Несмотря на то что мудрость – нередкое психологическое качество, некоторые пожилые и старые люди все же переживают снижение познавательной деятельности и утрачивают интерес к жизни.

Геронтопсихологи определили психологические факторы долголетия жизни человека и дальнейшего развития его личностного потенциала, которые заключаются в: 1) правильной организации своей повседневной жизни, 2) интеллектуальной активности, 3) продуктивном общении и 4) оптимистических установках.

Б. Скиннер подчеркивал, что “обнадеживающий способ борьбы со старением – изменение своего окружения, так как его изменить гораздо проще, чем свой организм”. Ч. Дарвин показал, что видам животных удается выжить, если они умеют адаптироваться к изменениям окружающей среды. То же относится и к людям, с тем добавочным преимуществом, что они индивидуально или коллективно сами могут влиять на свое окружение и приспосабливать его к своим нуждам. Б. Скиннер, будучи в возрасте 78 лет, подчеркивал, как важно мириться со своими возрастными изменениями и в зависимости от них строить свою жизнь.

Советы психолога Д. Лапп для людей старческого возраста заключаются в обучении приемам осознанного управления всеми сферами жизнедеятельности. Например, если начинает сказываться возраст, избегайте спешки, и тогда вы по-прежнему будете хорошо справляться с большинством обычных для вас задач. Спросите себя: “А зачем торопиться? Что изменится оттого, что это займет секундой больше или меньше?” При планировании своего дня отводите больше времени для выполнения той или иной работы. Избегайте ситуаций, в которых вам придется спешить. В частности, если вам сразу не удается что-то вспомнить, оставайтесь спокойны и терпеливы – ведь с возрастом извлечение информации из памяти замедляется. Дайте время своему мозгу, чтобы он мог работать в новом ритме, и обучитесь умственным стратегиям, которые могут компенсировать возрастное замедление реакций и связанную с ним дополнительную трату энергии.

Поле внимания сужается с возрастом, и старые люди не могут эффективно работать так же долго, как прежде. Если вы обнаружили, что быстрее устаете, нужно с этим смириться. Когда вы чувствуете, что внимание ослабевает, делайте паузы, можно слегка вздремнуть или даже совершить небольшую прогулку. Сменяйте занятия, подбадривайте свой мозг свежим воздухом и физическими упражнениями. Вместо того чтобы читать целый час подряд, сделайте перерыв после получаса чтения (вложите закладку, чтобы быстро найти страницу), поднимитесь и разомните ноги. Если у вас устала спина, пересядьте на другой стул. Нужно избегать слишком мягких подушек – от них клонит ко сну. Убедитесь, что у вас хорошее освещение.

Совершенно очевидно, что с возрастом люди становятся более рассеянными, и внешние помехи могут сильно нарушать работу памяти. Если вы заняты важным делом, постарайтесь так устроиться, чтобы вам не мешали. Когда вам звонят, не снимайте телефонную трубку сразу. Это даст вам время спокойно прервать свое занятие и сделать отметку, по которой вам легко будет его продолжить в дальнейшем. И вообще, покончите с тиранией телефона. Попросите ваших друзей и членов семьи, чтобы они выжидали до шести гудков, прежде чем положить трубку, а еще лучше – установите на телефоне автоответчик. Это позволит вам фиксировать в памяти то, что вы делали до перерыва. Определите иерархию жизненных приоритетов и не делайте больше одного дела одновременно.

Придавать мыслям упорядоченную структуру становится все труднее. Причина, возможно, кроется в отсутствии должной практики из-за уменьшения жизненной активности; но может играть свою роль и склонность повторять старые модели, так что для нового образа мыслей остается мало места. Желание мыслить новыми понятиями, развивать новые идеи постепенно ослабевает. Чтобы с возрастом не гасло творческое начало, нужно предпринимать интеллектуальные прорывы, стремиться осваивать новые области, вместо того чтобы углубляться в старое. Всем под силу освоить новые стратегии мышления, компенсируя тем самым естественное снижение способности к упорядочиванию мыслей. Это еще один пример перехода к осмысленному и продуманному поведению.

Активность – это стимулятор как психических, так и телесных функций. Если вы прекратите делать минимум физических упражнений, ваши суставы “заржавеют”. Если вы перестанете стимулировать свою умственную деятельность, ваш интеллект будет менее производительным. Нужно найти себе новый род деятельности и задаться новыми целями, сулящими новые вознаграждения. Дайте простор для проявления своих талантов, чтобы украсить жизнь окружающих вас людей. В этот период многие реализуют свои сокровенные замыслы. Важно найти новый стиль своей жизни. Как подчеркивал Б. Скиннер, “когда мы стареем, необходимо выработать новый образ мыслей”.

Вы можете поступить на какие-нибудь курсы или сами начать преподавать (педагогическая деятельность является источником саморазвития), изучать интересующий вас предмет. Главное, нужно постоянно тормошить свой ум и открыто обсуждать свои идеи с другими любознательными людьми. Сотрудничество с активными друзьями, молодежью, внуками обеспечивает старому человеку насыщенную социальную среду, способствующую повышению его самоуважения.

Не забывайте также о гигиене духа. Чтобы улучшить настроение, можно обратиться к природе или музыке: то и другое располагает к положительным эмоциям. Как показали биохимические исследования, при старении уменьшается содержание биогенных аминов в мозгу, и этим можно объяснить, почему в старости люди больше подвержены депрессии (избыток биогенных аминов, наоборот, вызывает эйфорию).

Необходимо научиться (самостоятельно или при помощи специалиста) оптимистично смотреть на жизнь, видеть определенные перспективы, ставить перед собой конкретные реалистические цели. Часто мы действует под влиянием негативных установок, которые необходимо сделать позитивными. Так, Д. Лапп демонстрирует ряд психотерапевтических упражнений по укреплению памяти на основе поддержки личности.

1. “Понятно, что я больше ни о чем не помню: я стар”. Корень этой установки в отсутствии надежды. К сожалению, это не только чья-то индивидуальная особенность, а стереотип, разделяемый многими в современном обществе. Между тем, как показали научные исследования, ослабление интеллекта и памяти, сопутствующее геронтогенезу, вовсе не фатальная неизбежность. Именно депрессивная установка в иных случаях превращает предрассудок в реальность. Вместо этого говорите себе: “Возможно, моя память несколько ослабла, но я могу работать и использовать наилучшим образом то, что у меня остается”.

2. “Теперь я по-настоящему уже не нуждаюсь в памяти”. Эта установка на обесценивание самого себя тоже отражает одновременно и личную ориентацию человека, и распространенное представление. Выход на пенсию с утратой интеллектуальных и социальных стимулов, связанных с работой, внезапная изоляция и перемена в социальном статусе приводят людей к мысли о самообесценивании. Но вы вместо капитуляции скажите себе: “Правда, что я уже в возрасте, но мне удается сохранить живость ума, и этим я обязан собственным усилиям”.

3. “Я не в состоянии улучшить свою память – все кончено, скоро от нее ничего не останется”. В основе этой негативной психологической установки лежит отчаяние или, по крайней мере, отсутствие надежды. Как показывают большинство психологических исследований, сейчас уже нет нужды в новых доказательствах того, что память можно улучшить; речь идет лишь о том, как оценивать степень ее улучшения при использовании разных стратегий. Скажите лучше: “Моя память, может быть, и не совсем такая, какую я хотел бы иметь, но, прибегая к небольшой посторонней помощи и надлежащим методам, я смогу улучшить ее”.

4. “Моя память ужасна! Я даже не в состоянии вспомнить цену всех только что купленных мною продуктов или подробности прочитанной газетной статьи”. Это психологическая установка, суть которой – чрезмерное стремление к совершенству; как бывает и при депрессии, человеку кажется, что не вполне совершенное вообще ничего не стоит. Предлагается следовать более реалистичной установке: “Я не в состоянии вспомнить так много деталей, как прежде, но помню то, что мне важно”.

Следовательно, осознание реалий своего возраста в сочетании с активным управлением всей жизни способствуют дальнейшему развитию человека в онтогенезе.

Когда пианиста Рубинштейна спросили во время телевизионного интервью, как ему удается оставаться таким популярным исполнителем в преклонном возрасте, он упомянул три приема: 1) в старости он исполнял меньше пьес; 2) он теперь чаще репетировал каждую пьесу; 3) перед тем как приступить к исполнению быстрого фрагмента, он более медленно исполнял предшествующий ему, так что его игра казалась быстрее, чем являлась в действительности.

Исследуя механизм компенсации интеллектуальных приобретений и потерь в старческом возрасте, П. Балтес пришел к выводу, что, по мере того как люди преклонного возраста осознают объективные и субъективные потери познавательной способности, а также изменение баланса между приобретениями и потерями, у них происходит соответствующая реорганизация Я-концепции. Я-концепция – это согласованное и зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе. Эта реорганизация, по мнению П. Балтеса, возможно, объясняет, почему многие старики не теряют чувство личностного благополучия и продолжают контролировать свою жизнь.

В качестве заключения подходит оптимистическая по своему психологическому содержанию цитата из книги Д. Лапп “Улучшаем память – в любом возрасте”: “Молодость на самом деле не период жизни. Это состояние духа, и вы столь же молоды, сколь молоды ваши надежды, и столь же стары, сколь старо ваше отчаяние”.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: