Эпоха «сражающихся царств» (Чжаньго). Рост военно-политического влияния Цинь. Реформы Шан Яна

Чжаньго – эпоха бурных социальных потрясений, коренных изменений во многих областях общественной жизни в Древнем Китае. Предпосылкой были важные сдвиги в развитии производительных сил: распространении железа, появление пахотных орудий, развитие ирригации. Власть переходит к нескольким царствам: Янь, Цын, Хань, Вэй, Сунь – наиболее слабые, Чу и Цынь – наиболее сильные; борьба между ними. Использовали систему союзов: по вертикали и горизонтали. Борьба вертикальных союзов стала склоняться в пользу Цынь. Шан Ян жил в 4 веке до н.э. провел масштабные реформы, которые растянулись на 10-тилетия. Первый тур реформ сводился к строгой регламентации общинного землепользования. Налоговое давление на большие семьи, что пополняло кадровый ресурс армии, т.к. если сын жил с отцом, то семья получала второй налог. В деревнях создавалась система трудовой поруки. Он стал активно привлекать эмигрантов с других китайских царств, селиться на неосвоенных землях. Земледелие и сильная армия – основа прочного государства. Ремесло и торговлю он считал второстепенными, поэтому ремесленники облагались высокими налогами. Ввел новую систему рангов и титулов. Чтобы пополнить казну, ранги можно было продавать. Главная реформа – административно – территориальная, - деление царства на уезды. Чиновники были сменяемы, существовала служба, следившая за чиновниками. Создается единая система мер. Налог с урожая заменяется поземельным налогом. Реформы Шан-Яна были направлены на создание сильного централизованного государства. 256 век до н.э. – Циньский правитель ликвилировал Чжоуского ванна. Царство Цинь к 230 году до н.э. стало очень сильным. Последние успехи связаны с правителем Ин Чжен. В 226 году до н.э. стало понятно, что вопрос объединения Китая близок. Он стал называть себя царем – Циньшихуанди.

Философские «школы» в Китае (даосизм, конфуцианство, легизм), их роль в политической борьбе в VI – III вв. до н.э.

Стремительный взлет философской мысли в Древнем Китае связан с 6-3 веками до н.э., когда изменения в социальном строе требовали осмысления важнейших принципов, лежавших в основе взаимоотношений между людьми. Было очень много идейно-нравственных течений, но наиболее крупными были:

КонфуцианствоОснователь Конфуций. Основные идеи: выдвинул идеал – идеального чиновника, благородного мужа (умение жить в обществе, осознание своего дома, умение соблюсти ритуал). Главное – нравственная добродетель. Считал, что все люди добры: принцип сыновней почтительности: уважение младшими старших, низших высшими. Идеал общественного устройства – семья. Постепенно конфуцианство претерпевало изменения.

Лигизм (Фацзя) – школа правительственных распоряжений. Считали, что только ЗАКОН, проявляющийся в наградах и наказаниях, способен обеспечить порядок и предотвратить смуту.

Даосизм. Основатель – Лао-Цзы (однако не известно существовал ли он). Основу мира составляет дао (путь) – изначальный принцип всего сущего. Познать дао очень сложно, а выразить словами невозможно. Основной принцип надеяния. Все люди равны. Основная ценность человека – естественность.

 

 

Империя Цинь.

Ин Чжен принял новый титул – Цинь-Шихуанди. Просуществовав 14 лет, его империя пала под ударами народного восстания. Но это целая эпоха в истории Китая. Именно в это время было создано то централизованное государство, которое явилось образцом последних китайских империй. Цинь Шихуанди опирался на проверенную доктрину лигизма. Цинь Шихуанди провел ряд реформ:

Новая идеология, связанная с новым титулом. Использование теории 5 начал: цвет династии – черный, символ – вода, начало – женское, цифра – 6.

Реформировал китайский язык и письмо.

Унифицировал систему меры весов, ввел единую монету.

Административную реформу – разделил Цинь на 36 уездов. Существовали тайные службы.

Это период грандиозных строек – самая знаменитая – Китайская стена. Противодействующие силы империи Цинь были разными. Это бывшие князья и народные массы, задавленные налогами. Когда армия стала переходить на сторону восставших, ситуация стала катастрофической. После свержения империи Цинь, Китай не распался.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: