Основные художественные приёмы

Сравнение — сопоставление предметов или явле­ний по общему признаку. Чаще всего сравнение строит­ся при помощи слов как, точно, словно, как будто.

Лес, точно терем расписной..

А. Пушкин

Эпитет — образное определение какого-нибудь свойства или качества предмета, явления: шёлковые локоны, серебряная роса, сияющие глаза, жадный взгляд.

В народном поэтическом творчестве часто используют­ся так называемые постоянные эпитеты: красна деви­ца, добрый молодец, сине море, черны тучи, зелена трава.

Олицетворение — перенесение свойств живого су­щества на неодушевлённый предмет.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд? С. Есенин

 

Метафора — перенесение на явление, которое хо­тят изобразить, названия другого, хорошо знакомого явления.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит. Ф. Тютчев

Наша бытовая речь пестрит метафорами: холодное сердце, убит горем, ломать голову и др.

Гипербола — художественное преувеличение зна­чения и размеров предметов или явлений: я говорил те­бе это миллион раз.

Гиперболы часто используют в сказках (лес высокий до небес), в былинах (меч весом в сто пудов).

 

Аллегория — иносказание; изображение отвлечён­ного понятия через конкретный образ. Приём чаще все­го используется в баснях и сказках. Хитрость воплоща­ется в образе лисы, трусость — в образе зайца, упрям­ство — в образе осла и т. д. Например:

Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит...

И. Крылов

Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов: с моим другом мы съели не один пуд соли.

 

Восклицание — восклицательные слова и предло­жения, используемые для усиления чувства. Например:

Торопись, голубка! Ты теряешь Час за часом! Звёзд не сосчитать!

К. Случевский

 

Риторический вопрос — вопросительное предло­жение, не требующее ответа. Так писатель обращает внимание читателей на какую-то проблему или явление, заставляя задуматься.

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой...»

М. Лермонтов

Ирония — насмешка; приём строится на контрасте видимого и скрытого смысла.

«Аи, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!»

И. Крылов

Синонимы — слова, близкие по значению.

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

Ф. Тютчев

Антонимы — слова с противоположным значением.

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

А. Пушкин

 

Повтор — использование одних и тех же слов, во­просов или восклицаний для усиления эмоциональноговпечатления.

Москва, я думал о тебе! Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось! А. Пушкин


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: