Эмпирический и теоретический уровни научного познания их единство и различия

К методам построения теоретического знания относятся: мысленный эксперимент, формализация и идеализация, аксиоматический метод, восхождение от абстрактного к конкретному, метод математической гипотезы, исторический и логический методы. Мысленный эксперимент, как специфическая форма умственной деятельности человека, связан с мышлением человека. Этот эксперимент позволяет:^ представить ситуации, осуществление которых из-за ограниченности специальных знаний, низкого уровня подготовленности лиц (спортсменов, учащихся), привлекаемых к исследованию, невозможно^- создать условия для теоретической подготовки экспериментов, моделей, средств их достижения; применить абстракции, не имеющие аналога. Формализация и идеализация связаны с рассуждениями, доказательствами и зависимостями. Однако полностью формализованы могут быть лишь элементарные явления и процессы, численность которых в теории и практике физического воспитания и спорта ограничено. Перспективы формализации знаний в сфере физической культуры, тем не менее, достаточно широки и связаны с применением математических методов, вычислительной техники Аксиоматический метод, осуществляемый с применением математического аппарата, направлен, прежде всего, на повышение научной обоснованности исследовательских результатов, а также на выявление принципиально новых фактов и закономерностей, недоступных без использования соответствующих методов. Восхождение от абстрактного к конкретному (гипо-тетико-дедуктивный метод) являете" аксиоматическим методом с правилами соотнесения теоретических объектов с объектами действительности (например, формулирование и последующая проверка законов). Аксиоматический метод предполагает четкое видение понятий, аксиом и выведение из них новых утверждений в строгом соответствии с правилами логики (например, доказательство новых теорий в математике).Научное познание - процесс, т.е. развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных уровня—эмпирический и теоретический они хотя и связаны. Но отличаются друг от друга и каждый имеет свою специфику. На эмп-м уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рац-ый момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая д-ть — характерные признаки эмпирического познания. Эмп-е, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой О. Оно осваивает его с помощью описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт (сделанное, с вер ш и в шеес я) Л юбое научное иссл-е нач-ся со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие факт имеет следующие основные значения: 1. Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности (факты действительности), либо к сфере сознания и познания (факты Сознания). 2. Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т. е. синоним истины. 3. Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т. е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Вернадский писал Научные, факты составляют главное содержание научного знания и научной работы. Они если правильно установлены, бесспорны, и общеобязательны наряду с ними могут быть выделены системы определённых научных фактов основной формой являются эмпирические обобщения, формы. Теор. уровень хар-ся преобладанием рации-го момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и мыслительных операций. Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчинённым (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций— таких как понятия, умозаключения, законы, категория, принципы и др. Важнейшая задача теор. знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация — процесс создания чисто мысленных предметов («точка, <идеальный газ и т. п.), синтез — объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция — движение познания от Общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Присутствие в познания идеализации служит показателем развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмп-е исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более

 

сложные задачи. С др. ст., теор-ое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п. Н. как целостная динамическая с-ма зн-я не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмп. данными, не обобщая их в системе теор-х ср., форм и методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: