ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
По дисциплине «Финансы», Б1.Б.13
Направление подготовки бакалавриата: 38.03.01 «Экономика»
Направленность (профиль): «Экономика предприятий и организаций»
Общая трудоемкость 5 ЗЕТ, 180час
Форма контроля: экзамен
Разработчик: к. э.н., доцент кафедры БУААиН Енц Г. П.
год начала подготовки: 2015 г.
Курс (очная/заочная/сокращенная): 2/3 Семестр (очная): 3
Сыктывкар 2016
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Фонд оценочных средств (ФОС) - неотъемлемая часть рабочей программы дисциплины «Финансы» и предназначен для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу дисциплины.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Цель ФОС – установить соответствие уровня подготовки обучающегося требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», утвержденного Приказом Минобрнауки России от 12.11.2015 № 1327.
Для достижения поставленной цели фондом оценочных средств по дисциплине «Финансы» решаются следующие задачи:
- формирование знаний о финансовой системе, ее функциях и звеньях;
- формирование знаний о финансовой политике и ее органах; о государственных финансах, о бюджетной системе государства, о налогах, о внебюджетных фондах, об основных этапах бюджетного процесса; о сущности и функциях денег, о денежной системе, о системе кредитования и страхования;
- продемонстрировать способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ С УКАЗАНИЕМ ЭТАПОВ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», в рамках профиля «Экономика предприятий и организаций» бакалаврской программы и рабочей программы дисциплины «Финансы» предусмотрено формирование следующих профессиональных компетенций (таблица 1)
Таблица 1 – Компетенции, формируемые в дисциплине «Финансы»
Код компетенций | Компетенция |
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
ПК-4 | способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты |
ПК-7 | способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет |
В результате освоения дисциплины «Финансы» студенты должны:
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
Знать | основные понятия, категории финансовой теории, их социальное значение, возможности их использования при решении социально-значимых проблем, финансовой, страховой и предпринимательской деятельности в различных сферах; |
Уметь | оперировать финансовыми понятиями и категориями, распределительными финансовыми процессами в социально-значимых сферах, их обоснованием, контролем; |
Владеть | методами распределения финансовых ресурсов, способами привлечения возможных источников краткосрочного и долгосрочного финансирования целей и задач государства и планирования и управления финансами экономических субъектов. |
ПК-4 | способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты |
Знать | сущность и значение финансовой теории и экономических дисциплин, функции финансов, роль финансов в расширенном воспроизводстве; финансовую систему государства и ее звенья, действующие нормативные документы и методические материалы, регулирующие организацию и управление финансами, контроль финансов |
Уметь | оперировать распределительными финансовыми процессами, их контролем, кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться во взаимообусловленностях различных сфер финансового рынка; анализировать показатели денежного регулирования, осуществлять их контроль, соблюдать требования, связанные с информационной безопасностью; |
Владеть | методами распределения финансовых ресурсов, способами привлечения возможных источников краткосрочного и долгосрочного финансирования целей и задач государства и деятельности экономических субъектов, методами соблюдения требований, связанные с информационной безопасностью. |
ПК-7 | способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет |
Знать | отечественные и зарубежные источники информации; материалы представленные в фундаментальных трудах наиболее известных российских и зарубежных ученых; современные документы нормативного характера, данные материалов Минфина РФ и его территориальных управлений в субъектах РФ, финансовых органов муниципальных образований; кредитных институтов, финансовых рынков, статистические данные и др. информационные инструменты; |
Уметь | использовать современные методики сбора и обработки исходной информации, включая Интернет; -излагать и систематизировать факторы, условия организации и проведения распределения финансов всех звеньев финансовой системы, финансового контроля в сфере государственных финансов ориентированных на достижение результативности и эффективности использования бюджетных средств; внутреннего контроля экономических субъектов в качестве инструмента обратной связи; систематизировать, группировать, синтезировать, составлять аргументированные обоснования финансовых решений; |
Владеть | изложением причинно-следственных связей, обеспечивающих возможности использования финансовых отношений для эффективного управления. методами и навыками принятия тактических решений, представления рекомендаций по материалам, ориентированных на снижение бюджетных и экономических рисков, строить стратегические планы по распределению финансовых ресурсов с учетом рисков. |
Таблица 2- Уровни освоения компетенций
Компетенции | Уровни освоения | ||
Пороговый уровень | Продвинутый уровень | Высокий уровень | |
ОК-3 - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности | Студент должен знать:основные понятия, категории финансовой теории, их социальное значение, возможности их использования при решении социально-значимых проблем; уметь: оперировать финансовыми понятиями и категориями, распределительными финансовыми процессами в социально-значимых сферах, их обоснованием, контролем; владеть: методами распределения финансовых ресурсов, способами привлечения возможных источников краткосрочного и долгосрочного финансирования целей и задач государства и планирования и управления финансами экономических субъектов. | Студент должен знать:содержание и задачи финансовой политики государства в социальных сферах и её влияние на финансовую политику экономических субъектов, жизнеобеспеченность граждан. Направления разрабатываемой и реализуемой финансовой политики РФ на современном этапе; принципы, методы и формы финансового планирования; уметь: ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансовой системы, финансовых отношений;оценивать социальные показатели, связанные с денежным обращением, осуществлять их контроль; владеть: нормативно действующими основами формирования доходов и расходов бюджетов и методами оценки влияния их на домашние финансы, методами использования финансовых инструментов на финансовом рынке, методами управления финансами предприятий | Студент должен знать: социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе; уметь:оценивать воздействие макроэкономической среды на уровень социального развития государства, граждан, на функционирование экономических субъектов и возможности выполнения задач государственного и муниципального управления; владеть:способностью анализировать и прогнозировать возможные процессы по изменению финансовых отношений в обществе, их развитие в будущем. |
ПК-4 - способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты | Студент должен знать: сущность и значениефинансовой теории и экономических дисциплин, функции финансов, роль финансов в расширенном воспроизводстве; финансовую систему государства и ее звенья, действующие нормативные документы и методические материалы, регулирующие организацию и управление финансами, контроль финансов; уметь: оперировать распределительными финансовыми процессами, их контролем, кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться во взаимообусловленностях различных сфер финансового рынка; анализировать показатели денежного регулирования, осуществлять их контроль, соблюдать требования, связанные с информационной безопасностью; владеть: методами распределения финансовых ресурсов, способами привлечения возможных источников краткосрочного и долгосрочного финансирования целей и задач государства и деятельности экономических субъектов, методами соблюдения требований, связанные с информационной безопасностью. | Студент должен знать:роль финансовой политики государства, направления разрабатываемой и реализуемой финансовой политики РФ на современном этапе и в стратегических планах,особенности финансов организаций и предприятий разных организационно-правовых форм; уметь: оценивать доходы и расходы бюджетов и их влияние на межбюджетные отношения, особенности их отражения на домашних финансах, оценивать, планировать и распределять финансы предприятий с наибольшей результативностью; владеть: нормативными и теоретическими основами финансовых отношений и инструментами финансовой системы. | Студент должен знать: сущность мировых финансов; международные финансовые рынки, международные финансовые организации, балансы международных расчетов; понятие управления государственным долгом, принципы и методы управления государственным долгом, современный внешний долг РФ, сущность и значение защиты государственной тайны; уметь:оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование экономических субъектов и выполнение задач государственного и муниципального управления; владеть:навыками анализа современных финансово- экономических явлений в России и за рубежом, основными методами распределения финансовых ресурсов с выполнением требований информационной безопасности. |
ПК-7- способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет | Студент должен знать:отечественные и зарубежные источники информации; уметь: использовать современные методики сбора и обработки исходной информации, включая Интернет; -излагать и систематизировать факторы, условия организации и проведения распределения финансов всех звеньев финансовой системы, финансового контроля в сфере государственных финансов ориентированных на достижение результативности и эффективности использования бюджетных средств; внутреннего контроля экономических субъектов в качестве инструмента обратной связи; владеть: изложением причинно-следственных связей, обеспечивающих возможности использования финансовых отношений для эффективного управления. | Студент должен знать:современные документы нормативного характера, данные материалов Минфина РФ и его территориальных управлений в субъектах РФ, финансовых органов муниципальных образований; кредитных институтов, финансовых рынков, статистические данные и др. информационные инструменты; уметь: определять перспективы практического использования финансовой информации и инструментов; владеть современными эффективными методами обобщения и аналитической обработки финансовых материалов. | Студент должен знать: материалы представленные в фундаментальных трудах наиболее известных российских и зарубежных ученых; уметь: систематизировать, группировать, синтезировать, составлять аргументированные обоснования финансовых решений; владеть: методами и навыками принятия тактических решений, представления рекомендаций по материалам, ориентированных на снижение бюджетных и экономических рисков, строить стратегические планы по распределению финансовых ресурсов с учетом рисков. |
4. ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ, ОПИСАНИЕ ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ
Таблица 3 – Перечень оценочных средств, используемых для текущей аттестации студентов по дисциплине «Финансы» (дневная форма обучения)
№ п/п | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
Тест по теме | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося | Фонд тестовых заданий | |
Доклады | Средство, позволяющее оценить умение студента письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме | Перечень тем докладов | |
Решение задач | Задачи и задания могут быть: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела (темы) дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. | Комплект разноуровневых задач и заданий | |
Контрольная работа | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу дисциплины | Комплект контрольных заданий по вариантам | |
Устный опрос | Средство проверки теоретических знаний обучающихся | Вопросы по темам |
Таблица 4 – Перечень оценочных средств, используемых для текущей аттестации студентов по дисциплине» «Финансы» (заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
Решение задач на практических занятиях | Задачи и задания могут быть: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела (темы) дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. | Комплект разноуровневых задач и заданий | |
Контрольная работа | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу дисциплины | Условия заданий контрольных работ по вариантам |