Направления отечественной психологии начала ХХ века. Характер.умозрительного, эмпирического и естественно-научного направлений: идеи, методы, проблемы, лидеры

В психологии в России к на­чалу XX века, в момент ее самоопределения как науч. дис­циплины реально сущ. 3 глав.направления, характер. различные взгляды на понимание сущнос­ти психического и методов его исследования: идеалистичес­кое, эмпирическое, естествен­но-научное. Выбор той или иной из указанных аль­тернатив определялся общими методологическими установками исследователя, его включенностью в решение практ. задач.

Идеалистичес­кое (описательное) направление У истоков– Памфил Юркевич и Владимир Соловьев. Основ.на иде­ях и положениях рус. богословской и религиозно-философской мысли. Исходным основанием религиозно-психолог. направ­ления выступали: 1) ориг. рус.философия, явл. «всегда тоталитарной по постановке проблем, всегда со­единяющей теоретический и практический разум, всегда ок­рашенной религиозно», и 2) особенности рус. мировоззрения вообще, имплицитно содержащиеся в основных положениях этих учений.

Особенности русского мировоззрения рассмотрены в рабо­тах С.Л.Франка, В.Ф.Эрна, С.Н.Трубецкого и других ученых, выделивших следующие его черты: 1. Интуитивность в поисках истины, приводящая к религи­озно-эмоциональному толкованию жизни, стремление к умоз­рительности, а не систематическому и понятийному познанию. 2. Онтологизм, тяга к реализму, что приводит к признанию примата жизненного факта над мышлением, 3. Примат морального и соц. начала4. Глубокая религиозность, выступающая как принцип фи­лософствования, противостоящий рационалистическому прин­ципу 5. Персонализм, понимаемый как неразрывная связь между Словом и Личностью человека.

К.Ф.Самарин: разграничение знания и веры невозможно. Отрицал зависимость поведения от внешних условий, доказывая, что такое подчинение свидетельствуете пассивности души, об отсутствии у нее свободы воли. Это дело только религии, к которой и должны обратиться люди и которая единственно может дать им идеалы.

С.Л. Франк. Основными чертами душевной жизни признаются: 1. Непротяженность ее или точнее непространственность, 2. Невременность душевной жизни. 3. «Сплошность, слитность, бесформенность единства» душев­ной жизни 4. Неограниченность душевной жизни, отсутствие ограни­ченного и определенного ее объема

В.Соловьев: неохристианская концепция души. Свою философию он наз. мистицизмом. Этот иной источник есть вера, свидетельствующая нам о существовании трансцендентального мира, к кот.неприменимы признаки, заимствованные из мира явлений.

Л.М.Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество. Все в мире связано и обусловлено др. другом. Особое внимание – проблема воли. С помощью воли происходит объективация явлений внут. мира, так же, как и осознание реальности внеш. мира.

Н.О.Лосский: теория интуитивизма и идеал-реализма. Волюнтаризм – направление в психологии, утверждающее что все явления душевной жизни протекают по образцу волевых актов. В жизни «я» нет состояний сознания, а есть только акты-поступки. В волевом акте выделял 3 элемента – «мое» стремление, чувство «моей» активности, результаты «моей» деятельности, знание яв. переживанием, сравнимым с др. переживаниями.

эмпирическое (интроспективное) направление М.И.Владиславлев, М.М.Троицкий, Н.Я.Грот, Г.И.Челпанов, А.П.Нечаев и др.В методологическом плане наиболее важн.идеями, раз­виваемыми в рамках данного течения психолог. мыс­ли, явл.: утверждение специфичности психич. явле­ний в силу их независ. от явлений физиолог. и физич. ряда, приверженность идеям эмпиризма, призна­ние необход. опытного пути развития психологии и ис­пользования эксперимента при сохранении в качестве гл. метода исследования психики интроспекции.

Челпанов предме­т психологии субъект.состояния сознания человека, что качественно отличает ее от физиологии гол. мозга. Глав.метод исследования психич. явлений, как имманентного внутр. мира («внутр. опыта») субъекта, может быть только интроспекция.

М.М. Троицкий. Развивает идеи ассоцианистической психологии, доказывая, что все психические процессы формируются благодаря различным законам ассоциаций: смежности, сходства, контраста. Большое внимание уделяет проблеме нравственности и практическому использованию психологических знаний. Изучение того, что говорит субъекту наблюдение за собственными состояниями сознания, иначе говоря – прямые свидетельства интроспекции. Н.Я.Грот: психология должна быть объективной естест. экспер. наукой, что именно психология должна лежать в основе наук о человеке. Он был актив.сторонником практич. использования психологии, ее связи с педагогикой, медициной и юриспруденцией.

Проблема свободы воли. В человеке существует два основных стремления: отрицательное, которое заключается во влечении к чувственному, материальному существованию, – и положительное, которое состоит в стремлении к вечности.

естествен­но-научное (опытное). Сеченов, Бехтерев, Павлов, Ухтомский, Ланге.

И.М. Сеченов Результатом работ яв. новое представление о психике и задачах психологии как науки. Его работа «Рефлексы головного мозга» вылилась в рефлекторную теорию психического. Любое психич. явление это процесс, им. Опред. структуру - начало, течение и конец. Начало и конец психич. процесса - то, что соединяет организм со средой. Начало процесса определяется внешними влияниями. Стало быть, психическое, внутреннее детерминируется внешним - таков один из основных сеченовских постулатов. Внешнее воздействие превращается в чувствование лишь при условии его значимости для организма.

Так был положен конец многовековой точке зрения на сознание как внутреннее созерцание

Развивая концепцию Сеченова, выдающийся русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849 - 1936) создал целостное учение о высшей нервной деятельности, использовав рефлекс не только как концептуальную позицию, но и как метод нейрофизиологического исследования. Открыл закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе уравновешивания организма со средой. Все акты поведения интерпретировал как систему условных рефлексов. Традиц. учение об органах чувств И.П. Павлов преобразовал в учение об анализаторах, указав на связь органов чувств с соответ. корковыми центрами, производящими высший анализ и синтез.

Выявляя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов создал учение о двух сигнальных системах: сенсорные сигналы - первая сигнальная система; речевые сигналы - вторая сигнальная система, основанная на первой.

В.М.Бехтерев. В 1908 г. по инициативе В.М. Бехтерева в Петербурге создается Психоневрологический институт - центр по комплексному изучению человека, в 1914 г. - Московский психолог.институт, а еще раньше - Московское психолог. общество. Достижения рус. Психолог.школы получили мировое признание. Одно из осн. положений Бехтерева о том, что отдельные жизнен.проявления организма приобретают черты механич. причинности и биолог. направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875 - 1942) выступил с концепцией приспособления организма к изменяющимся условиям среды благодаря преобразованию системы регуляции под влиянием доминанты - устойчивого возбуждения функционально объединенных нервных механизмов. Отверг идею жесткой привязанности функции лишь к опр. нервному "центру". Им была поставлена проблема функц. координации этих центров. Возбуждение от значимого воздействия приходит не только в определенный мозговой центр, но распространяется по нервной системе в виде диффузной волны. Пришел к идее доминанты. В св. магистерской диссертации "О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний" утвер, что диффузная волна возбуждает только охваченные доминантой функционально объедин. центры и тормозит деятель.всех осталь. центров.

Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии. Выделил ряд стадий в психической эволюции, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой. К ним он относил: стадию недифференцированной психики, недифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа, стадию индивидуально-приобретенного опыта и, наконец, как качественно новую ступень – развитие психики у человека как социокультурного существа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: