Лексико – грамматические упражнения по теме. 1. «Один - много». Образование мн.ч

«Насекомые»

 

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Комар – комары – комаров (муха, бабочка, жук, паук, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница, кузнечик, водомерка, оса, пчела, майский жук).

 

2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Пчела – пчелка и т.д.

 

3. «Счет». Согласование ИС с числительными.

Один муравей – два муравья – пять муравьев и т.д.

 

4. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.

Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, быстрый, суетливый и т.д.

 

5. «Закончи предложение». Употребление косвенных падежей ИС в ед. числе.

Муравей сидел около ….

Божья коровка ползла по ….

Жук спрятался под ….

Муха села на ….

Гусеница сидела на ….

Муха ползла по ….

 

6. «Бывает – не бывает». Понимание логико-грамматических конструкций.

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.

Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

 

7. Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи. Развитие связной речи.

Майский жук

Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички на землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года они превращаются в майских жуков.

Вопросы: а) Опасен ли майский жук для людей?

б) А для растений?

в) Как появляется на свет майский жук?

8. Составить описательный рассказ про насекомых (по выбору), по плану:

Кто это?

Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?

Какие части тела у него есть (голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики)?

Где живет?

Какую роль это насекомое играет в окружающем мире?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Дикие животные наших лесов»

 

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Заяц – зайцы – зайцев (волк, медведь, белка, лиса, еж, барсук, лось, олень).

 

2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Медведь – медведушка и т.д.

 

3. «Счет животных и их детенышей». Согласование ИС с числительными.

Один олень – два оленя – пять оленей

Один олененок – два олененка – пять оленят и т.д.

 

4. «У кого – кто?». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.

У белки – бельчонок (бельчата) и т.д.

 

5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.

Папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок, детеныши – волчата и т.д.

 

6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.

Волк, лиса, собака, еж; корова, заяц, кролик, лошадь.

 

7. «Кто где живет?». Употребление предложного падежа ИС.

Лиса живет (где?) – в норе; медведь – в берлоге; белка – в дупле; волк – в логове; еж – в норке.

 

8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.

У волка хвост – волч ий, лапа – волч ья, ухо - волч ье, глаза – волч ьи и т.д. с остальными животными.

9. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.

Медведь (какой?) – бурый, большой, косолапый, неуклюжий, лохматый и т.д.

Лиса (какая?) - …, заяц (какой?) - …, волк (какой?) - …, ежи (какие?) - ….

 

10. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.

Кто? – рыжие белки; белые зайцы; колючие ежи.

Нет кого? – рыжих белок; белых зайцев и т.д.

Даю кому? – рыжим белкам и т.д.

Вижу кого? – рыжих белок и т.д.

Доволен кем? – рыжими белками и т.д.

Говорю о ком? – о рыжих белках и т.д.

 

11. Составить описательный рассказ про дикое животное (по выбору), по плану:

Кто это?

Домашнее или дикое животное?

Жилище.

Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).

Чем питается?

Враги.

Как защищается?

Как называют детенышей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: