Задание 2. «Группировка картинок по цвету и форме»

Цель: выявить сформированность образов-представлений о цвете и форме; умение выполнять группировку картинок по образцу, умение переключаться с одного принципа группировки на другой; объяснять принцип группировки.

Оборудование: плоскостные карточки с геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, многоугольники и прямоугольники) четырех цветов (красный, желтый, синий, зеленый) - всего 24 карточки.

Ход исследования: ребенок сидит за столом напротив взрослого, который выкладывает перед ребенком карточки-образцы: красный, синий, желтый, зеленый круг, т.е. объекты одинаковые по форме, но разные по цвету, и просит ребенка положить сюда «все такие» (показывает жестом на красные круги), сюда - «все такие» (показывает на желтые круги), а сюда - «все такие» (показывает на зеленые круги). В стороне на столе лежат все карточки этих цветов. Взрослый берет одну из них и просит ребенка положить ее «куда надо», протягивая ее ребенку. Если ребенок кладет карточку неверно или же не решается выполнить задание, взрослый делает это сам, но при этом ничего не говорит ребенку. Затем протягивает ему вторую карточку и т.д. по одной все остальные. Когда все карточки будут разложены, ребенка спрашивают: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие в тот?» - указывая жестом по очереди на все ряды.

Если ребенок выполнил группировку по цвету, то ему предлагают выполнить группировку по форме, при этом обращая внимание ребенка на то, что теперь карточки надо раскладывать по-другому. Перед ребенком раскладываются 4 образца - карточки с изображением разных геометрических фигур одного цвета. Затем карточки по одной подаются ребенку в случайном порядке. Ребенок раскладывает их. После выполнения задания взрослый уточняет, как ребенок понял принцип группировки и может ли он в словесном плане его обобщить: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие в тот?»

Педагогическая помощь: оказывается в том случае, если ребенок не справился с группировкой по цвету. Предлагаются три вида педагогической помощи:

Первый вид помощи. Экспериментатор сличает карточки по цвету и показывает, как он раскладывает карточки под каждым образцом, не называя цвет. Всего раскладывается четыре карточки.

Второй вид помощи. Если ребенок после первого вида помощи раскладывает карточки неверно, экспериментатор молча передвигает карточки в соответствии с образцами. Всего раскладывается восемь карточек.

Третий вид помощи. Экспериментатор вычленяет принцип группировки в словесном плане, говорит: «Сюда надо положить все карточки красного цвета, сюда - все желтые и т.д.»

В тех случаях, когда ребенок не справился с принципом группировки по форме, т.е. не переключился с группировки по цвету на группировку по форме, обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания (т.е. принципа группировки), выбор способа выполнения задания, умение вычленять и обобщать принцип группировки в речевом плане, переключаться с одного принципа группировки на другой.

Задание 3. «Найди время года»

Цель: выявить уровень сформированности образов-представлений ребенка о временах года и их словесного обобщения.

Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.

Ход исследования: перед ребенком раскладывают 4 картинки, на которых изображены 4 времени года. Ребенка просят показать, где изображены зима, лето, осень, весна, а затем словесно объяснить свой выбор.

Педагогическая помощь: перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух времен года - лета и зимы. Задают уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где изображено лето».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, уровень сформированности временных представлений, умение обосновать в словесном плане свой выбор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: