Полномочия органов местного самоуправления в сфере финансов.
Мировая практика показала, что важнейшим полномочием органов местного самоуправления в сфере финансов является образование бюджета и распоряжение им. Бюджетно-налоговая политика государства исходит из общих принципов, заложенных в Европейской Хартии о местном самоуправления (ст.9):
- органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;
финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соизмеримы предоставленным им Конституцией или законом полномочиям;
часть финансовых средств органов местного самоуправления должны поступать за счет местных сборов и налогов;
финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать за изменениями издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;
|
|
Защита более слабых требует ввода процедур финансового выравнивания эквивалентных мер для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов, а также расходов.
Представительные органы местного самоуправления утверждают местный бюджет и осуществляют контроль за его использованием. Общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются согласно Конституции Республики Казахстан. В Республике Казахстан введен Налоговый кодекс, предусматривающий установление минимальных долей поступления доходов в местные бюджеты (от налога на прибыль. налога на добавленную стоимость и др.).
Ставки налога на прибыль для предприятий, находящихся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно. Ряд налогов: налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей и пр. относятся к числу местных. Представительные органы самоуправления вправе формировать целевые внебюджетные фонды за счет штрафов за нарушения природоохранного законодательства и по охране объектов историко- культурного наследия и т.д.
Органы местного самоуправления имеют право выпускать муниципальные займы и лотереи.
Органы местного самоуправления имеют право получать краткосрочные кредиты в банках и выдавать кредиты.
В местный бюджет полностью поступают доходы от приватизации собственности, плата за выдачу лицензий на осуществление определенных видов деятельности, платежи за пользование природными ресурсами.
|
|
Структура местного бюджета.
Бюджеты являются финансовой базой местных органов власти.
Структура местных бюджетов аналогична структуре республиканского бюджета и состоит из следующих разделов:
1) доходы (налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты);
затраты;
операционное сальдо;
чистое бюджетное кредитование (бюджетные кредиты; погашение бюджетных кредитов);
сальдо по операциям с финансовыми активами (приобретение финансовых активов; поступления от продажи финансовых активов государства);
дефицит (профицит) бюджета;
Финансирование дефицита (использование профицита)
Бюджета (поступление займов; погашение займов; движение