Ключевые преобразования: краткий ретроспективный обзор

В 2016 году исполнилось десять лет с начала реализации в России приоритетного национального проекта «Образование». Тогда же – с создания первых федеральных университетов – началась и «закладка новой архитектуры» российской высшей школы. Как изменилось отечественное образование за эти годы, какие важнейшие решения были приняты и какие цели ставятся на будущее – об этом наш краткий обзор, приуроченный к юбилейному году.

Ключевые преобразования: краткий ретроспективный обзор

Как известно, 2005-2014 годы были объявлены Организацией Объединенных Наций «Десятилетием образования в интересах устойчивого развития». Глобальная цель данной инициативы – достижение такого уровня образования, при котором оно могло бы ответить на серьезнейшие вызовы наступившего столетия.

Итак, новое содержание, новое качество, новый уровень сотрудничества и кооперации – вот характеристики образования XXI века.

Правительства многих стран инициировали процессы реформирования своих национальных систем образования. Россия не стала исключением: масштабные преобразования происходят и у нас. Ретроспективно перечислим лишь некоторые важнейшие события, ставшие ключевыми для изменения российского образования.

​ФАКТ

· Российская Федерация сегодня:

· занимает 9-е место среди 223 стран по численности населения (146 млн. человек);

· входит в группу стран с высоким уровнем Индекса человеческого развития (Human Development Index)(50-е место среди 188 стран);

· входит в группу стран с максимальными значениями совокупной доли учащихся в возрасте 5-18 лет (98,7% – в 2012 году, 99,4% – планируемый уровень в 2020 году);

· занимает 43-е место среди 128 стран в рейтинге Глобального инновационного индекса (Global Innovation Index). По сравнению с 2012 годом, страна улучшила свои позиции в данном рейтинге на 8 пунктов;

· по оценке экспертов, на положительную динамику России в рейтинге Global Innovation Index существенно повлияли ее традиционно высокие позиции по ряду показателей-субиндексов, характеризующих качество человеческого капитала, а именно: «Образование» (27-е место среди 128 стран), «Высшее образование» (23-е место), «Научные исследования и разработки» (25-е место), «Создание знаний» (21-е место).

2003 год – официальное присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу. Цель – включение и участие России в процессах создания и гармонизации единого европейского образовательного пространства. В результате:

  • высшая школа РФ перешла на уровневую систему подготовки кадров – бакалавриат/магистратура (обучение по некоторым направлениям – в частности, по инженерии и медицине – длится пять лет, и поэтому выделено в отдельный уровень – «специалитет»);
  • введена система зачетных единиц (ECTS);
  • по окончанию обучения выдается приложение к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимому с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement);
  • создана система признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в государствах – участниках Болонской декларации;
  • разработаны и действуют сопоставимые методологии и критерии оценки качества образования, что позволяет проводить общественно-профессиональную экспертизу качества российских образовательных программ на международном уровне;
  • к 2020 году доля высших учебных заведений, где будут реализованы все основные требования Болонского процесса, достигнет 100%; этот итоговый индикатор реализации Болонского процесса в России установлен Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы.

2006 год – в России стартует приоритетный национальный проект «Образование». Цель – комплексная модернизация всех уровней образования для достижения нового качества, отвечающего современным запросам общества. В результате:

  • обновлена материально-технологическая база образовательных организаций;
  • на конкурсной основе определены и поддержаны государственным финансированием лучшие программы развития образовательных организаций;
  • разработан и апробирован механизм выделения и государственной поддержки вузов-лидеров (федеральные университеты);
  • опыт, наработанный организациями-лидерами образования, внедряется в массовую практику образовательной деятельности;
  • государство за два года реализации проекта (2006-2008) получило уникальный управленческий опыт, который лег в основу современной национальной политики в области образования.

​ФАКТ

· Национальный проект «Образование», первые итоги:

· 57 вузов, 9 тыс. школ, 340 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования получили государственное финансирование на реализацию своих программ инновационного развития;

· 40 тыс. лучших учителей и 21 тыс. представителей талантливой молодежи поощрены денежными грантами;

· свыше 800 тыс. школьных педагогов включены в систему дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство;

· около 55 тыс. комплектов нового учебного оборудования, почти 10 тыс. школьных автобусов поставлены в образовательные организации России.

2008 год – начало поэтапного внедрения нового поколения Федеральных государственных стандартов (ФГОС), основанных на компетентностном подходе. Цель – адаптация содержания образования современным запросам личности, экономики, общества и государства. Благодаря «рамочному» характеру стандартов нового поколения образовательные организации получили большую самостоятельность для формирования содержания образовательного контента. Например, при разработке программ бакалавриата сегодня вуз имеет право самостоятельно определять до 50% набора учебных дисциплин (модулей), а программ магистратуры – до 70%. В результате:

  • образовательные организации обрели инструмент быстрого и гибкого реагирования на динамично меняющиеся требования современной экономики и общества;
  • работодатели получили возможность непосредственного участия в составлении учебных планов и программ (сегодня педагогическое сообщество и объединения работодателей ведут очень активную совместную работу по разработке и сопряжению профессиональных и образовательных стандартов, координатором этого является созданный в 2014 году Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям – http://nspkrf.ru/news-nspk.html, на который возложено в том числе «содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций»);
  • введение ФГОС нового поколения вкупе с другими мерами обеспечивает достижение новых образовательных результатов, преемственность уровней образования, практическую реализацию требований Болонского процесса, в том числе формирование модели «образование в течение всей жизни» (life long learning, LLL).

​ЦЕЛЬ

К 2020 году Россия намерена войти в число 15 лучших стран по итогам Programme for International Student Assessment (PISA), а также достигнуть «пятерки» лучших стран по итогам Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS) и Trends in Mathematics and Science Study (TIMSS). Среди основных факторов прогресса качества школьного образования – создание к 2020 году современных условий обучения в 100% общеобразовательных организаций России.

2012 год – принят новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Цель – установление правового поля, адекватного современным практикам и стратегиям развития национальной системы образования. В результате:

  • еще раз подтверждено конституционное право каждого гражданина РФ на образование;
  • государством гарантированы общедоступность и бесплатность общего образования и среднего профессионального образования, а также возможность получить бесплатное высшее образование на конкурсной основе;
  • впервые законодательно закреплено право граждан на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение;
  • заявлено о заинтересованности Российской Федерации в расширении международного сотрудничества в области образования, в том числе через развитие академической и студенческой мобильности, реализацию совместных образовательных программ, проведение совместной научной деятельности и прочее;
  • ликвидировано избыточное дробление образовательных организаций по видам, начато формирование новой структуры высшей школы;
  • ведущим российским университетам дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
  • с учетом Болонской декларации и Международной стандартной классификации образования уточнена система уровней образования в Российской Федерации.

Уровни образования в Российской Федерации:

1. дошкольное образование (ISCED 0);

2. начальное общее образование (ISCED 1);

3. основное общее образование (ISCED 2);

4. среднее общее образование (ISCED 3);

5. среднее профессиональное образование: подготовка квалифицированных рабочих и служащих (ISCED 4)/подготовка специалистов среднего звена (ISCED 5);

6. высшее образование: бакалавриат (ISCED 6);

7. высшее образование: магистратура или пятилетняя подготовка специалиста (ISCED 7);

8. высшее образование: подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка (ISCED 8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: