Ответ: участники должны словесно описать то, какую картину они себе воображают, прочитав предложенные стихотворные строчки

 

 

УЧЕБНЫЙ ГОД

Муниципальный этап республиканской олимпиады по русскому языку для учащихся с родным (нерусским) языком обучения

Класс

Ответы (85)

1. Укажите непарные звонкие согласные звуки, которые встречаются в данном примере. Как вы понимаете значение пословицы? 7 баллов + 2 балла (за объяснение смысла) = 9 баллов

Корень учения горек, а плод - сладок.

Ответ: К непарным звонким согласным относятся [л, л’, н, н‘, м, м’, р, р’, j’]. В данном предложении встречаются: Ко[р]е[н’]ь уче[н’]и[j’]я го[р’]ек, а п[л]од - с[л]адок – 7 звуков.

2. Выделите в словах общий элемент и определите его значение: диктор, диктант, диктофон. Как называются данные слова? Составьте с ними предложения и запишите их. 6 баллов

Ответ: Общий элемент дик(т)в переводе с латинского означает «говорить».

3. Как вы думаете, почему, несмотря на устаревание многих слов, лексический состав русского языка не только не уменьшается с течением времени, а, напротив, непрерывно расширяется? За счёт чего это происходит? 8 баллов

Ответ: участники должны размышлять над тем, почему одни слова выходят из употребления (пример); появляются новые слова (пример). Появление новых слов происходит либо за счет словообразования (пример), либо за счет заимствования (пример).

4. Прочитайте рассуждение ученика: «Слово причудливый образовано от слова чудо, а привокзальный - от слова вокзал». Как вы считаете, ученик рассуждает правильно? 8 баллов

Ответ: Рассуждение неверное. Слово причудливый образовано от производящей основы слова причуда, а причуда в свою очередь от слова чудо. Слово привокзальный образовано от производящей основы слова вокзальный, а тот в свою очередь от слова вокзал. Важно показать словообразовательный анализ.

5. Одинакова ли функция суффикса (постфикса) – ся в данных словах: мыть – мыться, одевать – одеваться, рисовать – рисоваться, добить – добиться. 10 баллов

Ответ: суффикс (или постфикс) – ся выполняет разные функции. В словах мыть – мыться, одевать – одеваться суффикс выполняет формообразующую функцию, образует возвратный глагол. В словах рисовать – рисоваться, добить – добиться суффикс выполняет словообразовательную функцию. Можно проиллюстрировать значения слов рисоваться и добиться.

6. Каждая часть речи имеет «свои» суффиксы. Например, - тель – это суффикс имен существительных: учитель, читатель. А есть ли «свои» суффиксы у причастий? Если «да», то приведите по 1 примеру на каждый суффикс. По 1 баллу за пример с каждым новым суффиксом.= 12 баллов

Ответ: причастия также имеют «свои «суффиксы. Например – т- в словах открытый, закрытый и т.д.; -ущ/-ющ в словах пишущий и читающий и др.

7. Найдите в каждой строке лишнее слово. Аргументируйте свой выбор. 4 балла

Ответ: 1) но, а, да, зато (это союзы: союз да лишнее слово, потому что он может быть и соединительным (да= и), и противительным (да=но), а все остальные примеры противительные союзы).

2) без, вокруг, через, для (это предлоги: предлог вокруг лишнее слово, потому что это производный предлог, а все остальные непроизводные).

8. Какое значение имеет нулевой суффикс в данных словах: стол, много туч, мышь, умен, приходил. 10 баллов

Ответ: нулевой суффикс в разных частях речи может указывать на разные грамматические значения: например, стол – имя сущ. м.р., ед. ч.. им.п.(или в.п. в зависимости от контекста; много туч – имя. сущ. ж.р., мн. ч., род. п.; мышь – имя сущ., ж. р., ед.ч., им. п.; умён – имя прилаг., ед.ч., м.р.; приходил – глагол, прошед. вр., м.р., ед. ч.

9. Сравните данные предложения. В чем их сходство и отличие? 6 баллов

Я не мог ответить на ваше письмо.

Я не мог не ответить на ваше письмо.

Ответ: сходство в том, что в обоих предложениях употреблена частица не. Однако в первом предложении частица имеет отрицательное значение (не мог ответить, т. е. не ответил), а во втором предложении в сочетании с отрицанием при глаголе частица придает предложению утвердительное значение (не мог не ответить, т.е. ответил)

10. Прочитайте отрывок из стихотворения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Представьте, что вы художник. Ваша задача изобразить то, что описано словами поэта. Напишите о том, какую картину вы бы изобразили. 12 баллов

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

Ответ: участники должны словесно описать, какую картину они себе воображают (представляют), прочитав предложенные стихотворные строчки.

УЧЕБНЫЙ ГОД


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: