Материал для самостоятельной работы

В и н и т е л ь н ы й п а д е ж, ослабляющий значение отрицания, обычно употребляется:

1) при указании на конкретный объект («именно этот предмет, а не вообще какой-то»): не отрецензировал рукопись, которую ему прислали; не выпила молоко, которое ей оставила мать. Например: Он не отвергнул тогда с презрением эти сто рублей (Достоевский); …Толстяк упросил Самгина «не разрушать компанию»… (Горький);

2) при выражении дополнения одушевленным существительным, в частности собственным именем лица, например: Ты не любишь мать (Л. Толстой); …Не пожалеет ни папу, ни маму (Горький); Анна Николаевна не обманула Марью Александровну… (Достоевский); Недомогание не покидало Козьму ещё долго (Бунин); Он давно… не видел Ольгу… (Горький).

То же при географических названиях, поскольку и они мыслятся как конкретные, вполне определенные понятия, например: Не сдавай Порт-Артур… (Горький).

Реже имя лица встречалось (главным образом у писателей XIX века) в форме родительного падежа, например: Уж я ли не любил моей Дуни… (Пушкин); …Тришки не знаешь? (Тургенев); Вронский ещё не видал Анны… (Л. Толстой); А Дымов… уже не замечал Егорушки… (Чехов);

3) при инверсии дополнения (постановке его впереди глагола-сказуемого), например: Журнал я этот не люблю (Тургенев); …Дверь не притворяла (Достоевский); Война торговлю не разоряет (Горький); Трактор им не дали (Шолохов);

4) в вопросительных и восклицательных предложениях, общий смысл которых не имеет характера отрицания, например: И кто знает, когда седыми вы придёте под сомкнутые кроны своих питомцев, не испытаете ли вы гордость вдесятеро бóльшую, чем создатель иных торопливых книг… (Леонов); Куда только я не забрасывал свою вторую металлическую приманку, вооружённую острыми колючками! (Г. Федосеев);

5) в побудительных предложениях (со сказуемым в форме повелительного наклонения), в связи с их разговорным характером, например: Гляди под ноги, не смеши народ (Горький); Когда вы наносите удар, то не бейте и не рубите предмет, а режьте его (Куприн);

6) при форме совершенного вида глагола-сказуемого, указывающей на результативность действия, например: …не передам бронепоезд никому другому (Вс. Иванов); А мы не отдадим это место (Симонов);

7) при двойном отрицании (т. е. усиленном утверждении), например: Не могу не сказать несколько слов об охоте (Тургенев); Никак нельзя не пожалеть это кроткое провинциальное создание (Леонов); Женщина не может не понять музыку… (Горький);

8) при совпадении различных, но одинаково звучащих падежных форм для устранения неясности: не читал сегодня газету (форма газеты могла бы обозначать множественное число). Например: …Дабы не поощрять в человеке чувство ростовщика (Горький) (ср.: поощрять чувства ростовщика); Сводку не слышали? (Павленко). Ср. употребление с той же целью формы родительного падежа: Я не люблю проповедей (Горький); А вы разве газет не читаете? (Мальцев);

9) при наличии слов (частиц) с ограничительным значением: чуть не пропустил лекцию, едва не уронил стакан. Например: Раз он даже шикал, за что чуть было не потерял место (Чехов); Он почти не сосал свой таинственный леденец (Макаренко);

10) при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к прямому дополнению и к сказуемому: не считаю вопрос актуальным, не нахожу эти меры своевременными. Например: Она не признаёт эту интриганку своей дочерью (Л. Толстой); Самгин уже не находил эту девушку такой уродливой… (Горький);

11) при распространении дополнения несколькими определениями, например: Софья Ивановна мрачно покашливала, слушая Леночку, и не узнавала в ней тихую, безропотно молчащую и ко всему равнодушную дочь (Павленко);

12) обычно в конструкции «не + вспомогательный глагол + инфинитив переходного глагола + дополнение» (т. е. при отнесении дополнения не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, что ослабляет влияние отрицания): не мог представить рукопись, не надеялся выполнить задание. Например: Старик Лаврецкий долго не мог простить сыну его свадьбу (Тургенев); Я не успел сшить форму (Горький); …Он не решался сообщить матери и Оле правду о своём несчастье (Б. Полевой).

Реже в этих случаях встречается конструкция с родительным падежом, например: …Не могла слышать его грустного голоса, не могла видеть его тоски и страданий (Короленко);

13) в устойчивых сочетаниях, пословицах, поговорках, обычно при выражении дополнения конкретным существительным, например: не вставлять палки в колёса, не скалить зубы; Не рой другому яму…; Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь; Яйца курицу не учат.

https://pravopisanie_i_stilistika.academic.ru/202/Падеж_дополнения_при_переходных_глаголах_с_отрицанием;

https://pravopisanie_i_stilistika.academic.ru

1 – 1) 5 – 10) 9 – 12) 13 – 6)
2 – 2 6 – 4) 10 – 11)  
3 – 9) 7 – 5) 11 – 13)  
4 – 8) 8 – 7) 12 – 3)  

II-й уровень (2 задания: 10 б. +30 б. = 40 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу(10 баллов)

Прочитайте текст. Выполнив тестовые задания (4 б.), сформулируйте на основе содержания текста тезис-лозунг для научной конференции по проблеме соотношения понятий «космос» и «творчество» (6 б.).

1.2. Этот тезис выдвигали такие ученые, как Чарльз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес. 3. Благодаря им обрела научную форму идея о том, что растения и животные – порождение самой Матери-Природы. 4. Правда, физики еще долгое время утверждали, что эволюционные процессы не имеют никакого отношения к космосу в целом. 5. Вплоть до 60-х годов 20 века они продолжали считать космос машиной, которая лишена творческих способностей. 6. …сегодня стало очевидным, что творческая эволюция не ограничивается одной лишь областью биологии: развитие всего космоса – это бесконечный творческий процесс.

………………………………………………………………………………………

1) Первым из приведенных ниже предложений в этом тексте должно быть (1 б.):

А) Перу Чарльза Дарвина принадлежит известный труд «Происхождение видов»

Б) Альфред Рассел Уоллес – видный британский натуралист, путешественник, географ, биолог и антрополог.

В) В 20 веке многие ученые утверждали, что космос – машина, не имеющая отношения к творчеству.

Г) Природа обладает бесконечной творческой силой.

2) На месте пропуска в 6 предложении текста из приведенных ниже слов должно быть (1 б.):

А) Потому что

Б) Однако

В) Во-первых

Г) В частности

3) Правильными являются утверждения:

А) В предложениях 2-6 использована только подчинительная связь

Б) Среди предложений 2-6 нет простых предложений

В) Среди предложений 2-6 есть предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью

Г) среди предложений 2-6 есть сложноподчиненное предложение, в котором используются как средства связи союз, указательное слова

4) В составе частей сложных предложений имеют дополнительные синтаксические элементы, требующие постановки знаков препинания, предложения (1 б.):

А) 1, 4, 6

Б) 4, 5, 6

В) 4, 6

Г) 3, 4, 5, 6

Эталонный ответ

1) Г 2) Б 3)В, Г 4) В

Тезис-лозунг может выглядеть так: «Космос не машина, а источник творчества».

 

8. Выполните комплексную работу с текстом, ответив на вопросы(30 баллов)

1. Расставьте (в этом тексте) недостающие, с точки зрения современной нормы,знаки препинания ( 4 б. – если знаки препинания расставлены правильно, 2 б. – если 50% знаков расставлены правильно, 1 б. – менее 50%), вставьте пропущенные буквы( 12 б. – если все буквы вставлены правильно, 8 баллов – если 70%, 6 б. – если 50%, 4 б. – 30% и менее).

 

Красавица в первый раз заметила, что они [жаворонки] летали парами – сидели парами и скрывались парами. Сердце ее как(будто) бы вздрогнуло – как (будто) бы какой-нибудь ч…родей дотронулся до него волшебным жезлом! Она вздохнула – вздохнула в другой раз и в третий раз – посмотрела вокруг себя – увидела, что с нею (ни)кого не было, (ни)кого, кроме старой няни (которая дремала в углу горницы на красном весе(н/нн)ем солнышке), – и опять вздохнула, и вдруг бри(л/лл)иантовая слеза сверкнула в правом глазе ее, – потом и в левом – и обе выкатились – одна капнула на грудь, а другая остановилась на румяной щеке, в маленькой нежной ямке, которая у милых девушек бывает знаком того, что (К/к)упидон целовал их при рождении. Наталья подгорюнилась – чувствовала некоторую грусть, некоторую томность в душе своей… Известно, что до сего времени веселилась она, как вольная птичка, что жизнь ее текла, как прозрачный ручеек стремится по беленьким камешкам между злачных, цветущих бережков; что сделалось с нею? Скромная (М/м)уза, поведай!.. – – – С небесного л…зоревого свода, а может быть, откуда-нибудь и повыше, слетела, как маленькая птичка к…либри, порхала, порхала по чистому весе(н/нн)ему воздуху и влетела в (Н/н)атальино нежное сердце потребность любить, любить, любить!!! Вот вся загадка; вот причина красавиц(и/ы)ной грусти – и если она покажется кому-нибудь из читателей (не) совсем понятною, то пусть требует он подробнейшего изъяснения от любезнейшей ему осьмнадцатилетней девушки.

(Н. Карамзин.Наталья, боярская дочь)

2. Объясните слов ч…родей, горница, (К/к)упидон, (М/м)уза,к…либри (5 б.).

3. Выполните фонетический разбор слова бри(л/лл)иантовая (3 б.).

4. Выполните морфологический разбор слова л…зоревого (свода) (3 б.).

5. Составьте схемупоследнего предложения (3 б.).

Красавица в первый раз заметила, что они летали парами — сидели парами и скрывались парами. Сердце ее как будто бы вздрогнуло — как будто бы какой-нибудь чародей дотронулся до него волшебным жезлом своим! Она вздохнула — вздохнула в другой и в третий раз — посмотрела вокруг себя — увидела, что с нею никого не было, никого, кроме старой няни (которая дремала в углу горницы на красном весеннем солнышке), — опять вздохнула, и вдруг бриллиантовая слеза сверкнула в правом глазе ее, — потом и в левом — и обе выкатились — одна капнула на грудь, а другая остановилась на румяной щеке, в маленькой нежной ямке, которая у милых девушекбывает знаком того, что Купидон целовал их при рождении. Наталья подгорюнилась — чувствовала некоторую грусть, некоторую томность в душе своей; все казалось ей не так, все неловко; она встала и опять села, наконец, разбудив свою маму, сказала ей, что сердце у нее тоскует. Старушка начала крестить милую свою барышню и с некоторыми набожными оговорками 1бранить того человека, который взглянул на прекрасную Наталью нечистым глазом или похвалил ее прелести нечистым языком, не от чистого сердца, не в добрый час, ибо старушка была уверена, что ее сглазили и что внутренняя тоска ее происходит не от чего другого. Ах, добрая старушка! Хотя ты и долго жила на свете, однако ж многого не знала; не знала, что и как в некоторые лета начинается у нежных дочерей боярских; не знала... Но, может быть, и читатели (если до сей минуты они все еще держат в руках книгу и не засыпают), — может быть, и читатели не знают, что за беда случилась вдруг с нашею героинею, чего она искала глазами в горнице, отчего вздыхала, плакала, грустила. Известно, что до сего времени веселилась она, как вольная пташка, что жизнь ее текла, как прозрачный ручеек стремится по беленьким камешкам между злачных, цветущих бережков; что ж сделалось с нею? Скромная Муза, поведай!.. — — — — С небесного лазоревого свода, а может быть, откуда-нибудь и повыше, слетела, как маленькая птичка колибри, порхала, порхала по чистому весеннему воздуху и влетела в Натальино нежное сердце — потребность любить, любить, любить!!! Вот вся загадка; вот причина красавицыной грусти — и если она покажется кому-нибудь из читателей не совсем понятною, то пусть требует он подробнейшего изъяснения от любезнейшей ему осьмнадцатилетней девушки.

 

Чародей

ЧАРОДЕ́Й, чародея, муж. (книжн.).

1. Волшебник, колдун. «- Кто чародея на сечу грозну вызывал? Кто колдуна перепугал Пушкин.

2. перен. О человеке (или о лицетворяемом предмете), пленяющем, чарующем (см. чаровать во 2 знач.) чем-нибудь. « Это май - баловник, это май - чародей веет свежим своим опахалом Фет. Поэт-чародей. Чародейслова.

Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935 - 1940

Горница

Горница — ГОРНИЦА, арх. – Верхнее часть строения, жилое помещение в верхней части строения. Ныне будут готовы две горницы, позже избы, клеть, житница, поварня, конюшня, чуланы и погреба (3. 387). Сл. РЯ XI XVII 4. 88: горница «то же» (1495 г.). СЮГ 64; ССГ … Словарь трилогии «Государева вотчина»

Купидон

Купидон

Купидон – в мифах древних римлян божество любви. Соответствует римскому Амуру и греческому Эроту.

Исторический словарь. 2000.

Муза-Муза

му́за

(гр. musa)

1 в древнегреческой мифологии – каждая из девяти богинь, покровительниц поэзии, Клио – истории, Мельпомена – трагедии, Полигимния – гимнов, пантомимы, Талия – комедии, Эрато – любовной поэзии, Терпсихора – танцев и хорового пения, Евтерпа – лирической поэзии и музыки; то же, что в древнеримской мифологии камены;

2) перен. Источник поэтического вдохновения; творчество поэта в его отличительных особенностях.

Новый словарь иностранных слов. – byEdwART, 2009.

Слово муза в значении "источник поэтического вдохновения" пишется со строчной буквы. Однако оно может писаться с прописной буквы в контекстах, где ему приписывается особый высокий смысл. Именно поэтому вы встречаете это слово в разном написании.

Словарь Ефремова

МУЗА ж. 1) Каждая из девяти богинь, покровительниц искусств и наук (в древнегреческой мифологии). 2) а) перен. Источник поэтического вдохновения, обычно олицетворяемый в образе женщины. б) Само вдохновение поэта, музыканта, художника.

Словарь Ушакова

МУЗА музы, ж. (греч. musa). 1. В греч.мифологии - одна из девяти богинь, покровительниц различных искусств и наук, вдохновлявших поэтов и ученых в их творчестве. 2. перен. Источник поэтического вдохновения, олицетворяемый в образе женщины, богини (поэт. устар.). И отрываюсь, полный муки, от музы, ласковой ко мне. Баратынский. Рано надо мной отяготели узы другой, неласковой и нелюбимой музы. Некрасов. Ѓ Творчество поэта в его отличительных особенностях. Муза Пушкина. Некрасов называл свою музу "музой мести и печали".

Колибри

Колибри (исп.colibri).Родамериканскихмаленькихптичекизпородыворобьиных.

 

 

Брил-ли- А н-то-ва-я 6 слогов

 

Б – [б] – согласный, звонкий, парный, твердый

Р – [р´] – согласный, сонорный, мягкий

И – [и] – гласный безударный

Л

Л [л´] – согласный, сонорный, мягкий

И –

А [й´] – согласный, сонорный, всегда мягкий

[а]- гласный ударный

Н – [н] – согласный, сонорный, твердый

Т – [т] – согласный, глухой, парный, твердый

О – [ы] – гласный, безударный

В – [в] – согласный, звонкий, парный, твердый

А – [а] – гласный, безударный

[й´] – согласный, сонорный, всегда мягкий

Я

[а] – гласный, безударный

________

13б 13 зв.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: