Соотнесите слова и их значения (05,*8=4 бала), кратко пояснив свой выбор (05,*8=4 бала) и заполнив таблицу:
Слово | Значение | Краткое пояснение |
… |
Для того чтобы соотнести слова и их значения, следует обратить внимание на то, что данные слова представляют собой мотивированные названия объектов, отражающие какой-либо из их существенных признаков. Поэтому для правильного ответа на вопрос надо попытаться найти однокоренное слово, называющее существенный признак данного объекта.
Слово | Значение | Краткое пояснение |
двойнишок | один из близнецов | Двойнишок –один из двойни |
ветоша | прошлогодняя трава | Ветоша –старая,ветхая трава |
долгушка | протяжная песня | Долгушка –песня,звучащая долго |
коромысло | стрекоза | Коромисло –стрекоза,которая по своей форменапоминает коромысло |
полудёнок | южный ветер | Полудёнок –южный ветер,потому что в полденьсолнце на юге |
поточник | желоб | Поточник –желоб,по которому текут потокиводы |
стрекунец | кузнечик | 1) стрекунец – кузнечик, который стрекочет, издает характерный звук |
2) стрекунец – от глагола стрекать (диал.) – «прыгать» | ||
шоркотуха | печная задвижка | Шоркотуха –печная задвижка,которая трется, «шоркает», издает характерный |
звук, когда ее задвигают |
Отметьте неправильно построенное предложение (5 балла).
|
|
А. СНГ было образовано по взаимному согласию входящих в него государств.
Б. Российская ФСБ сообщила об увольнении директора автозавода.
В. РПЦ призвала к прекращению кровопролития.
Г. Вчера МИД информировало о правилах получения визы. Правильный ответ
Д. МГУ принял новых студентов.
Комментарий. Вчера МИД информировало о правилах получения визы.
Род аббревиатуры определяется по роду ведущего слова составного наименования.
СНГ – ср. р. (опорное слово – содружество), ФСБ – ж. р. (опорное слово – служба), РПЦ – ж. р. (опорное слово – церковь), МГУ – м. р. (опорное слово – университет).
К аббревиатуре МИД данное правило не относится, это слово м. р.
Вариант ответа
1. В. Ожидать ответа.
2. В. У несклоняемых существительных все формы омонимичны.
3. У источников – у истоков; проступок – поступок; статут – статус; на проверку – на поверку; оповещение – извещение; культурности – культуры.
4. В. Уютно.
5. двойнишок– один из близнецов,один из двойни;
ветоша– прошлогодняя трава, старая, ветхая трава,
долгушка– протяжная песня, песня, звучащая долго;
коромысло – стрекоза; она по своей форме напоминает коромысло;
полудёнок– южный ветер, потому что в полдень солнце на юге;
|
|
поточник – желоб, по которому текут потоки воды;
стрекунец – кузнечик, который стрекочет, издает характерный звук;
шоркотуха – печная задвижка. Она трется, «шоркает», издает характерный звук, когда ее задвигают.
6. Г. Вчера МИД информировал о о правилах получения визы.
II-й уровень (2 задания: 10 б. + 30 б. = 40 баллов)
7. Решите лингвистическую задачу (10 баллов).
Прочитайте высказывание В. Тендрякова. Выполнив тестовые задания (4*1,5=6 б.), сформулируйте в рассуждении вывод, противоположный тому, который есть в тексте (4 б.).
1. Наше время… 2. Всем известно, что люди почти никогда не бывали довольны своим временем, с завистью вглядывались или в прошлое-мол, вот тогда-то была жизнь, чета нынешней, золотой век, – или с надеждой в будущее. 3. Проницательный Белинский с неосторожной восторженностью заявил: 4. «Завидуем внукам и правнукам нашим, которые станут жить в 1940 году…» 5. А в этом году уже шла самая жесточайшая из человеческих войн – Вторая мировая.
6. Я тоже хотел бы знать, что станется с нашими правнуками через сто лет, но ошибка Белинского остерегает от оптимистических прогнозов.
7. Чтоб хоть как-то понять будущее, следует обратиться к прошлому, уловить в нем особенности развития.
………………………………………………………………………………
1) Типы односоставных предложений, которые имеются в тексте (1 балл)
А) неопределенно-личное
Б) назывное
В) безличное
Г) определенно-личное
2) Вариант ответа, в котором верно указана характеристика предложения 7 в целом и предложений, входящих в его состав (1 балл)
А) состоит из 3х частей; 1,2,3 односоставные безличные
Б) состоит из 3х частей; предложение 1 – двусоставное, полное, 2.3. –односоставные безличные
В) состоит из 2-х частей; предложения 1, 2 – односоставные безличные
Г) состоит из 2-х частей; предложение 1- двусоставное неполное, предложение 2 – односоставное неопределенно-личное
3) Верным является утверждение (1 балл)
А) В тексте использованы сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь между частями сложных предложений
Б) В тексте не используется сочинительная связь между частями сложного предложения
В) В тексте нет сложного предложения с различными видами связи
Г) В тексте все предложения сложные
4) Чтобы сформулировать анти-вывод к данному в тексте рассуждению, ответьте на следующие вопросы, если возможно, цитатами из самого текста (7 баллов):
- С каким чувством люди почти всегда относятся к прошлому?
- Объедините содержание предложений 3, 4, 5 в одно целое.
- В. Тендряков осуждает или поддерживает желание людей узнать, как будут жить в будущем? Писатель оптимистичен в возможных прогнозах будущего?
- Создайте предложение, в котором, вопреки опасениям, возможным неудачным предвидениям, будет утверждаться право человека мечтать о будущем, предсказывая его.
Эталонный ответ.
1)Б,В, Г 2) В 3) А
4)Люди относятся к прошлому с завистью. Белинский позавидовал правнукам, которые бы жили в 1940 году, но в этот год уже шла страшнейшая в мире война. В. Тендряков хочет и боится предвидеть будущее. Но вопреки всем пессимистам, я утверждаю право человека мечтать о более счастливом будущем, даже если эти мечтам не суждено сбыться, потому что вера в лучшее должна стать основой жизни.
Образец ответа.
1. Б, В, Г. Назывное, безличное, определенно-личное.
2. В. Состоит из двух частей; предложения 1,2 – односоставные безличные.
3. А. В тексте использована сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь.
4. Человек имеет право мечтать о будущем, несмотря ни на что.
8. Проведите комплексную работу с текстом, ответив на вопросы и выполнив задания (30 баллов).