Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «История экономических учений».
При освоении дисциплины «История экономических учений» каждый студент выполняет контрольную работу. Структура контрольных работ одинакова для всех работ и предполагает выполнение следующих видов заданий:
1.Творческое задание по предложенной теме в форме эссе
2. Выполнение упражнения
2. Решение теста.
Цель написания эссе – в сжатой форме осветить избранную тему с достаточной полнотой. Как правило, для подготовки эссе предлагаются вопросы, которые требуют от студента не только знания того материала, который изучается в рамках учебного курса «История экономических учений», но и большой самостоятельной работы по изучению специальных, возможно, узких вопросов, работы с первоисточниками, изучения материалов дискуссий по проблемам экономических учений, а также понимания более общих проблем, места данного вопроса в ряду этих проблем, соотношения, взаимосвязи с другими вопросами экономики в целом.
Студент использует для подготовки эссе все доступные информационные источники, в том числе данные, размещенные в сети Интернет, делая в тексте соответствующие ссылки. Если по предложенной проблеме существуют различные точки зрения, они должны быть приведены, будучи соответствующим образом аргументированы.
Объем каждого эссе 5 - 8 страниц компьютерного текста (шрифт TNR 14, через 1,5 интервал).
Вариант 1
Сравнительная характеристика школы классической английской политэкономии и школы институционалистов.
2.Выполните следующее задание:
Вставьте в нижеследующие предложения следующие слова: Аристотель, К.Маркс, В.Зомбарт, А. Монкретьен, Т. Мен, Д.Рикардо, Ксенофонт, И.Посошков,В. Петти, А. Смит, У.Джевонс, товар, золото, М.Вебер Дж.Кейнс, К Менгер,
1. Термин "ойкономия" ввел _________________________________________
2. Впервые трудовую теорию стоимости обосновал …………………………………
3. Ранние меркантилисты считали богатством ………………………………, а поздние - ……………………………………………
4. Термин «политэкономия» был введен ……………………………………
5. Выразителем идеи позднего меркантилизма был ………………………………
6. Одним из основателей маржинализма был……………………………………….
…………………………………………………
7.Необходимость государственного вмешательства в экономику обосновал
……………………………
8. Книга «О скудности и богатстве» была написана……………………..
9. Книга "Исследование о природе и причинах богатства народов" была написана
10.Автором "Экономических таблиц" является
_______________________
11.Автором модели "homo economics" является _____________________
12. Книга «Протестантская этика и дух капитализма» была написана………………………………..
3.Выполните следующий тест:
Как назвал Аристотель торгово-ростовщическую деятельность, направленную на обогащение?
а) экономика;
б) хрематистика;
в) микроэкономика;
г) макроэкономика.
Что выступало в качестве предмета исследования меркантилистов?
а) сфера производства;
б) сфера обращения;
в) психология субъектов обмена;
г) производственные отношения.
Представители исторической школы выступали за
а) невмешательство государства в развитие экономики;
б) постоянное вмешательство государства в развитие экономики;
в) вмешательство в особых случаях;
г) не рассматривали этот вопрос в своих теориях;
Кто из названных ниже ученых не принадлежит к классической английской политэкономии?
а) В. Петти;
б) Т. Мен;
в) А. Смит;
г) Д. Рикардо.
Какой метод исследования использовали ученые школы классической английской политэкономии?
а) эмпирический;
б) метод научной абстракции;
в) исторический;
г) описательный.
Представители какой школы впервые обратили внимание на значения этических, психологических, правовых и политических факторов для хозяйственного развития?
а) меркантилизма;
б) исторической школы;
в) классической английской политэкономии;
г) школы физиократов.
Ученые какой школы разработали программу социальных реформ, которой воспользовался Бисмарк?
а) меркантилистской;
б) английской классической политэкономии;
в) исторической;
г) школы физиократов.