Вопросы тестового контроля

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.

 

1. Возрастная анатомия и физиология как базовая естественно-научная дисциплина педагогических специальностей. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Связь с другими наука-ми.
2. Организм человека, общий план строения (клеточная структура, ткани, органы, системы органов).
3. Функциональная система (П.К. Анохин). Функциональное состояние и функциональные резервы организма.
4. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Значение правильной осанки для сохранения здоровья растущего организма.
5. Физиология развития нервной и мышечной ткани. Свойства и функции возбудимых тканей. Процесс возбуждения. Понятие о мембранном потенциале и потенциале действия.
6. Этапы индивидуального возрастного развития человека. Возрастная периодизация. Схема возрастной периодизации.
7. Закономерности роста и развития детского организма.
8. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.
9. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.
10. Пренатальный онтогенез. Эмбриогенез. Плодный период.
11. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга.
12. Постнатальный онтогенез. Период новорожденности. Грудной возраст.
13. Особенности развития ребенка в периоде первого детства. Возраст «кризиса 7 лет».
14. Характеристика особенностей морфофункционального развития детей в возрасте второго детства.
15. Возрастные особенности взаимоотношения структуры и функции в подростковом периоде онтогенеза.
16. Критические и сенситивные периоды развития ребенка.
17. Акселерация и ретардация. Секулярный тренд в развитии человека.
18. Физическое развитие как уникальный показатель индивидуального здоровья и эпохальных сдвигов в развитии человека.
19. Размеры и форма тела. Конституциональные особенности. Показатели физического развития. Гармоничность физического развития.
20. Методы исследования физического развития (продольный, поперечный). Определение уровня физического развития.
21. Понятие о возрастной норме. Стандарты и нормативы.
22. Отклонения физического развития, их значение для здоровья детей. Факторы окружающей среды, социальные и другие факторы, оказывающие влияние на уровень физического развития. Состояние здоровья современных детей и подростков.
23. Изменчивость и адаптация - основные свойства живого. Стресс (Г. Селье). Адаптация к стрессирующим факторам. Фазы адаптации. Срочная, долговременная, незавершенная адаптация. Адаптация учащихся к процессу обучения.
24. Возрастные особенности развития функции дыхания. Функция внешнего дыхания, ее показатели. Жизненная емкость легких у детей и подростков. Легочная вентиляция. Вредные привычки и гигиена дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде в учебных помещениях.
25. Возрастные особенности развития сердечно-сосудистой системы. Система кровообращения, ее значение для оценки состояния целостного организма (Р.М. Баевский). Возрастные особенности строения сердца. Сердечный цикл.
26. Внешние проявления деятельности сердца. Пульс. Артериальное давление. Методы функциональной диагностики. Электрокардиография.
27. Особенности анатомии и физиологии желудочно-кишечного тракта. Пищеварение. Особенности питания детей и подростков. Обеспечение потребности в пищевых веществах, витаминах и микроэлементах.
28. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Основной обмен. Формула Рида. Особенности обменных процессов в условиях Севера.
29. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Функции сенсорных, моторных и висцеральных систем на разных этапах индивидуального возрастного развития.
30. Психофизиологические особенности поведения ребенка. Становление коммуникативного поведения. Речь.
31. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Индивидуальный профиль ФМА.
32. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ.

 

1. Изменение скорости проведения возбуждения с возрастом

определяется следующими факторами:

а) увеличением диаметра аксонов;

б) образованием миелиновой оболочки и сменой непрерывного проведения

нервных импульсов сальтаторным;

в) увеличением амплитуды потенциала действия;

г) пространственным распределением в мембране нейрона ионных каналов;

д) увеличением количества аксонов.

2. По чувствительному нейрону возбуждение направляется:

а) в центральную нервную систему; в) к рецепторам;

б) к исполнительному органу; г) к мышцам.

3. Изолирующую и трофическую функцию в миелинизированном

волокне выполняет:

а) мембрана клетки; в) перехваты Ранвье;

б) нейрофибриллы; г) миелиновая оболочка.

 

4 Рефлекс представляет собой основу

а) передачи измененных признаков от родителей потомкам;

б) наследственности организмов;

в) нервной деятельности человека и животных;

г) эволюции животных и человека.

 

5. ВЫБЕРИТЕ НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ:

 

1. Первые динамические стереотипы в нервной системе ребенка первого года жизни запускаются с рецепторов внутренних органов, поэтому очень важен строгий режим дня.

2. На втором году жизни происходит смена доминирующих потребностей ребенка с пищевого поведения на исследовательское, подражательное, игровое.

3. Нервные процессы с 6-10 лет характеризуются достаточной уравновешенностью, хорошо выражены все виды внутреннего торможения.

4. Характерной чертой большинства «кризисных» по отношению к высшей нервной деятельности ситуаций, наблюдаемых в онтогенезе человека, является относительная слабость тормозных (ГАМК-ергических) процессов по сравнению с возбудительными.

5. Период до 3-х лет является наименее сенситивным для становления и формирования речи.

6. Условные рефлексы у новорожденных неустойчивы, вырабатываются значительно труднее, чем у детей старшего возраста.

7. Материнский уход за ребенком с момента рождения важен для последующего социального поведения подростков.

8. В развитии речи чрезвычайную роль играет двигательный анализатор.

9. У младших подростков условное торможение, особенно дифференцировочное усиливается.

10.Продолжительность сна не зависит от возраста и обмена веществ.

 

6. Для оптимальной интенсивности синаптогенеза в раннем детстве необходимы:

а) сенсорная депривация;

б) сенсорнообогащенная среда;

в) постоянный контакт со взрослыми;

г) отсутствие сенсорных воздействий;

д) интенсивный поток информации, проходящий через синапсы;

е) отсутствие стрессорных воздействий.

7. В процессе созревания нервной системы:

а) увеличивается количество нейронов и серого вещества;

б) увеличиваются размеры и количество синапсов;

в) увеличивается число глиальных клеток и количество белого вещества;

г) уменьшаются размеры и количество синапсов;

8. Рефлекс, вырабатывающийся в онтогенезе при условии неоднократного сочетания индифферентного раздражителя с безусловным рефлексом называется

а) безусловным; в) ориентировочным;

б) спинальным; г) условным.

9. Для формирования условного рефлекса необходимо соблюдать все

требования кроме:

а) индифферентный раздражитель должен быть слабее безусловного подкрепления;

б) индифферентный раздражитель должен быть сильнее безусловного подкрепления;

в) индифферентный раздражитель должен предшествовать безусловному подкреплению;

г) функциональное состояние центральной нервной системы должно быть нормальным.

10. В основу классификации типов ВНД по И.П. Павлову положены свойства

нервных процессов:

а) пластичность, лабильность, утомляемость;

б) сила, лабильность, утомляемость;

в) сила, подвижность, пластичность;

г) сила, подвижность, уравновешенность.

11. Безусловное торможение условных рефлексов имеет следующие проявления:

а) не требует выработки;

б) требует выработки;

в) не вызывает торможения в центрах условного рефлекса;

г) не сопровождается реализацией динамического стереотипа.

12. К безусловному торможению условных рефлексов относится:

а) угасательное; в) запаздывающее;

б) дифференцировочное; г) гаснущий тормоз.

13. Торможение условно-рефлекторной деятельности под действием

чрезмерно сильного раздражителя называется:

а) запаздывающим; в) запредельным;

б) условным тормозом; г) дифференцировочным.

14. Торможение условных рефлексов, вырабатываемое в процессе

жизнедеятельности, называется:

а) условным;

б) ориентировочно-исследовательской реакцией;

в) реципрокным;

г) запредельным.

15. В основу классификации «художественного», «мыслительного» и

смешанного типов ВНД у человека по И.П. Павлову положен принцип:

а) соотношения процессов возбуждения и торможения;

б) соотношение I и II сигнальных систем;

в) уравновешенность нервных процессов;

г) соотношение массы серого и белого вещества.

16. Для нервных процессов живого типа высшей нервной деятельности по

И.П. Павлову характерны:

а) большая сила, высокая подвижность, уравновешенность;

б) большая сила, низкая подвижность, уравновешенность;

в) малая сила, высокая подвижность, уравновешенность;

г) большая сила, высокая подвижность, неуравновешенность.

17.Что лежит в основе забывания?

а) внешнее торможение условного рефлекса;

б) запаздывание;

в) угасание;

г) условное торможение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: