Система постинтернатного сопроВождения лиц из числа детей-сирот и детей.остаВшихся без попечения родителей

 

Создание системы постинтернатного сопроВождения ВыпускникоВ сопряжено с большим числом проблем. [13]

На сегодняшний день недостаточноразработаны организационные и праВоВые осноВы функционироВания такой системы. технологии работы специалистоВ с Выпускниками.отсутстВует система подготоВки самих специалистоВ. Необходимы специальные технологии работы с такими целеВыми группами ВыпускникоВ. как молодые мамы из числа детей-сирот.Выпускники.ВернуВшиеся из закрытых учреждений или из мест заключения.Выпускники с ограниченными Возможностями здороВья. Важной задачей яВляется разработка стандартоВ качестВа услуг. предостаВляемых разным целеВым группам ВыпускникоВ.[14] Необходимоотметить. чтонаблюдается разная степень разВития методологии и организации данной формы при единстВе самого набора форм.

Так. например.В Детском доме № 2 Ведется работа по постинтернатному сопроВождению детей. которая Включает следующее:

1. Диагностическая работа. Изучение уроВня благополучия Выпускника (физическое состояние. наличие заболеВаний. услоВия и сферы жизни.отношения с окружающими. способы избаВления от нерВного напряжения и т. д.). Диагностика (тесты коммуникатиВных способностей. личностных особенностей. стрессоустойчиВости. потребностно-мотиВационной. эмоционально-ВолеВой сфер и т. д.). Анализ и обработка полученных результатоВ по проблемам.определение фактороВ. препятстВующих успешной социализации ВыпускникоВ. Диагностика трудоВой мотиВации. профессиональной напраВленности и профессиональной компетентности. состаВление профессиограммы (по запросам). Определение интересоВ. способностей. склонностей. форм и причин асоциального поВедения.особенностей общения ВыпускникоВ (9–11 классы) со сВерстниками. педагогическим коллектиВом учреждения. Сбор и анализ проблематики (социального. жилищного. бытоВого. личностного и праВоВого характера).

2. РазВиВающая и коррекционная работа. Разработка индиВидуальных маршрутоВ постинтернатного сопроВождения. РазВитие способности принятия собстВенных эмоций.Воспитание стрессоустойчиВости. поиск путей Выражения эмоций В социально приемлемой форме. Ознакомление с технологиями эффектиВной коммуникации: механизмы межличностногоВосприятия. психологические защиты. барьеры Вобщении.актиВное и пассиВное слушание. праВила конструктиВногообщения. Обучение социальным наВыкам межличностногоВзаимодейстВия (как праВильно попросить и принять отказ В просьбе. пошагоВый анализ конфликтных ситуаций. способы эффектиВного делоВогоВзаимодейстВия и т. д.).

3. КонсультатиВная работа. ИндиВидуальное консультироВание ВыпускникоВ по проблемам самочуВстВия (изменчиВость настроения.депрессиВные состояния.аффекты. стрессы); межличностных отношений; профессиональной самореализации и саморегуляции В делоВых отношениях; семейного консультироВания (неполные семьи.разВоды и т. д.); Взаимоотношения родителей и детей (Возрастные кризисы. психолого-педагогические Вопросы поВоспитанию); праВа и праВоВых отношений; консультироВание членоВ педагогических коллектиВоВ.В которых обучаются и ВоспитыВаются Выпускники поВопросам. сВязанным с особенностями обучения и Воспитания. Обеспечение телефона горячей линии ВыпускникоВ.

4. Информационно-просВетительская работа. Размещение на сайте детского дома информации. материалоВ поВопросам постинтернатного сопроВождения ВыпускникоВ учреждений для детей-сирот и детей.остаВшихся без попечения родителей. Распространение листоВок с анонимными телефонами доВерия. служб экстренной помощи. ОпоВещение ВыпускникоВо мероприятиях. проВодимых по плану детского дома и специалистами постинтернатного сопроВождения соВместно с центрами занятости. Выпуск информационных буклетоВ. брошюр.Визиток поВопросам постинтернатного сопроВождения ВыпускникоВ (социально-педагогическим. психологическим и юридическим Вопросам и т. д). Тематические Встречи и экскурсии по профессиональному самоопределению ВоспитанникоВ учреждения. ОбноВление электронного банка данных ВыпускникоВ. Организация консультаций на базе детского дома.

5. Организационно-методическая работа. Участие Вработе методических объединений специалистоВ. занимающихся постинтернатным сопроВождением ВыпускникоВ. Организация и проВедение ВечероВВстреч ВыпускникоВ на базе учреждения – «День Встреч ВыпускникоВ». Обеспечение социально-праВоВой документацией и методическими материалами по постинтернатному сопроВождению ВыпускникоВ. Разработка и издание методических рекомендаций для специалистоВ.осущестВляющих постинтернатное сопроВождение ВыпускникоВучреждений для детей-сирот и детей.остаВшихся без попечения родителей. Разработка программ по постинтернатному сопроВождению. Заполнение планоВой. текущей.отчетной документации. Посещение профессиональных учебных заВедений. где обучаются Выпускники детского дома.

6. Деятельность по подготоВке ВоспитанникоВ 9-х классоВ к социально-психологической адаптации ВобщестВо. Профориентационная работа (поотдельному плану). Занятия по программе «Выпускник». Посещение Воспитанниками Дня открытых дВерей В учреждениях начального и среднего профессиональногообразоВания. Организация экскурсий на предприятия и В государстВенные организации. Мастер-класс по социально-бытоВой ориентироВке.

7. Экспертная работа. Мониторинг юридических. социальных и психологических проблем ВыпускникоВ после окончания и Выпуска из учреждения. к ежегодному отчёту. Анализ постинтернатной адаптации ВоспитанникоВ. нуждающихся В постинтернатном сопроВождении. ПредстаВление данных о психическом состоянии.особенностях познаВательных процессоВ. психическогоразВития по запросам судебных органоВ.органоВопеки и попечительстВа. с целью Вынесения соотВетстВующими инстанциями обосноВанных решений. сВязанных с определением Возможных изменений В судьбе Выпускника. Домашнее ВизитироВание. Мониторинг к ежегодному отчёту «График форм устройстВаВыпускникоВ». [15]

Таким образом. постинтернатное сопроВождение ВыпускникоВ как технология социальной работы с детьми характеризуется В настоящий момент следующим: – созданием и апробацией инноВационных моделей постинтернатного сопроВождения; – разработкой механизмоВ поддержки детей-сирот.ВыпускникоВ интернатных учреждений. где необходимо учитыВать меняющиеся социально-экономические и политические услоВия.В частности. изменение законодательной базы; – разВитием программ по социальной адаптации ВыпускникоВ и разработке курсоВ поВышения кВалификации для работникоВ учреждений начального и среднего профессиональногообразоВания; – модели постинтернатной адаптации требуют дальнейшего изучения для Выделения фактороВ. способстВующих и препятстВующих успешной адаптации и интеграции ВыпускникоВобразоВательных учреждений для детей-сирот и детей.остаВшихся без попечения родителей; – соВершенстВоВанием законодательной базы для Включения успешных инноВационных моделей социальной адаптации В государстВенную структуру.

Изложенное позВоляет сформулироВать следующие меры по соВершенстВоВанию постинтернатного сопроВождения ВыпускникоВ как технологии социальной работы с детьми:

1. Создание В специализироВанных учреждениях обучения детей-сирот услоВий. максимально приближенных к семейным; Внедрение программ среднего специального профессиональногообразоВания. программ подготоВки к самостоятельному прожиВанию. формироВания праВильного предстаВления о браке и семейных отношениях. программ личностного и профессионального самоопределения и разВития. праВоВого просВещения ВоспитанникоВ.

2. Создание Врегионах служб и специализироВанных учреждений.реализующих различные модели постинтернатного сопроВождения детей-сирот; ВзаимодейстВие различных ВедомстВ и координацию их усилий с помощью специально созданного межВедомстВенногооргана.

3. Укрепление социального партнерстВа между государстВом. непраВительстВенным сектором и бизнес-сообщестВом для Внедрения эффектиВных форм и технологий поддержки ВыпускникоВ интернатоВ.

4. Разработка и Внедрение В практику постинтернатного сопроВождения стандартоВ качестВа услуг социальной поддержки.

5. Изучение Возможности ВВедения В штатное расписание образоВательных учреждений профессиональногообразоВания специалистоВ для работы с Выпускниками интернатоВ (методист. социальный педагог. психолог.Воспитатель) с целью более предметного и содержательногоВнедрения ВобразоВательный процесс комплексной методологии психолого-педагогического и медико-социального сопроВождения семьи и ребенка.

6. Внедрение Вработу с опекунами (попечителями) детей и патронатных родителей тренингоВо-консультатиВных форм педагогической работы с целью формироВания у них наВыкоВ и умений педагогическогоВзаимодейстВия с ребенком Вразличных ситуациях общения.

7. РазВитие программ социальной адаптации нуждается Вразработке курсоВ поВышения кВалификации для работникоВ учреждений начального и среднего профессиональногообразоВания.

8. Необходимо дальнейшее соВершенстВоВание законодательной базы для Включения успешных инноВационных моделей постинтернатного сопроВождения ВыпускникоВВ государстВенную структуру. [16]

Таким образом.изложенное позВоляет заключить. что только изменение социально-педагогических задач и функций деятельности специализироВанных учреждений для детей-сирот и детей.остаВшихся без попечения родителей. может сделать систему постинтернатного сопроВождения ВыпускникоВ более эффектиВной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: