Связь арттерапии с НХТ через танец

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

Танцевальная терапия приглашает тело к “разговору”, дает ему возможность “высказаться”, раскрепоститься. В танце человек развивается физически и эмоционально, тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Танцевальная терапия проявляет больший интерес к тому, как движение чувствуется, а не к тому, как оно выглядит.

Джоан Смолвуд, выделила три компонента терапевтического процесса при проведении танцевальной терапии:

1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).

2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).

3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).[12]

Народный танец, как составляющая народного художественного творчества является одним из главных методов арттерапевтического воздействия на людей с эмоциональными расстройствами, нарушением общения и межличностного взаимодействия.

Ярмарки, народные гулянья, народные праздники никогда не обходились без танцев и веселья, в котором принимали участие все собравшиеся, задор и положительный настрой, который присутствовал у участников гулянья полностью пропитывал всех окружающих их. Человек стоящий в стороне не мог отнестись к этому равнодушно и волей-неволей вливался в «веселую толпу», где соответственно он находил и общение и положительную атмосферу, и межличностное взаимодействие.[19 C.76]

Цель танцевальной терапии - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы, как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.

Главная установка формулируется следующим образом, движения отражают, черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер движений. [13 C.204]

Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, перемещение по помещению строго определенным образом.Танцевальная терапия используется для улучшения физического состояния, выхода эмоций, совершенствования навыков межличностного взаимодействия, для получения позитивных эмоций, расширения самосознания.

Движения связаны с нервной системой, именно она в основном занимается движениями мышц органов, неподконтрольных сознанию структур. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь. Танцевальные терапевты, руководители творческих хореографических коллективов относятся к телу и разуму как к единому целому, определяя их взаимное воздействие как залог здоровой психики. [20]

Удивительно, что в русских танцах и танцевальных движениях других этносов, помимо движений-сигналов личности, движений-символов, движений ролевого направления, существуют уникальные по своей психофизиологической связи детали. Например, внутренне зажатый, имеющий проблемы психологического плана человек, пойдя в круг и подражая раскованным движениям танцующих, всегда выдаст себя тем, что руки его не будут подниматься на ту высоту, при которой открывается доступ к подмышкам. Большие скопления лимфатических узлов в подмышечных впадинах представляют собой центры "защиты" не только на клеточном, тканевом, но и общеорганизменном уровне; и при поднятых руках они оказываются "доступными", что свидетельствует об уровне доверия танцующих друг к другу. "Полное вытягивание рук, – утверждает А. Лоуэн, – выражает полные чувства. Если плечи связаны подавленным гневом, растягивание рук укорачивается, а чувства ослабляются".[13] Значит, танцуя при исполнении фольклорной песни, посредством работы со свободными движениями рук мы снимаем зажатость плечевого пояса, избавляясь от гнева.

Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, предназначенных для производства тонких дифференцированных движений, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. [15]

Сильный эффект оказывают характерные для русских танцев движения ног: исполнители танцуют со слегка согнутыми коленями, всей стопой активно взаимодействуя с землею. Стопа почти не отрывается от земли, а во время притопываний, которые словно вбивают ногу в землю, осуществляется столь необходимое заземление. Человек, твердо стоящий на земле, имеет не только уверенную осанку, но и соответствующий характер.

Делая вывод, можно сказать, то что заложено в народном танце, в настоящее время стало одним из направлений арттерапии, которая направлена на психо-эмоциональное и психо-физическое оздоровление человека и группы лиц через народный танец. Современный эстрадный танец, который берет свою основу из народного художественного творчества так же оказывает терапевтическое воздействие.

Заключение.

В результате анализа, сравнения и систематизации научно-методической литературы и научных исследований мы пришли к следующим выводам:

Арттерапия имеет две формы существования: пассивную (когда клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми) и активную (когда клиент сам создает продукты творчества). Исходя из этого мы делаем вывод, что пассивная форма арттерапии существовала уже с момента возникновения искусства. Некоторые формы народного творчества родились в результате потребности человека в самотерапии.

Современная научная арт-терапия при всем многообразии ее связей с разнообразными культурными феноменами ближе всего стоит именно к народному художественному творчеству, а не к академическому искусству. И для того и для другого более важен процесс творчества, не сдерживаемого никакими условностями, искренность и полнота самовыражения, а не конечный продукт и его оценка аудиторией. Архаические формы искусства – как прообраз современной арт-терапии – дольше всего сохранились именно народном творчестве. Присущие ему наивность и непосредственно-действенный характер, а также опора на символический язык являются источником душевного здоровья.

Так же мы увидели что наибольшую терапевтическую эффективность оказывает народное художественное лишь там, где опыт художественной работы объединяется с медицинской моделью и психотерапевтическими представлениями.

Таким образом мы определили что жанровая принадлежность к определенному виду искусства перекликаясь с совокупностью психокоррекционных методик оказывает эффективное терапевтическое воздействие.

 

Теоретический анализ исследований в области терапии творчеством подтверждает гипотезу данной курсовой работы, действительно терапевтическое воздействие художественного творчества более эффективно при

- знании основных задач и методов арт-терапии

- владении арттерапевтом навыками народного-художественного творчества.

В ходе исследования были выполнены поставленные перед нами задачи:

1. Рассмотрели арттерапию как явление.

2. Исследовали взаимосвязь практики народного творчества и арт-терапии.

В результате работы мы достигли целей поставленных в начале исследования. Проанализировав методическую литературу, мы теоретически обосновали связь арт-терапии с народным художественным творчеством.

При рассмотрении терапевтического эффекта народного художественного творчества мы увидели, что народное художественное творчество всегда оказывало на человека терапевтический эффект и стало основанием для методов арттерапии. Рассмотрение, конкретных методов арттерапии по видам художественного творчества и выявление наиболее эффективных является перспективной темой для дальнейших исследований.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: