Взрывы паров масла в картере

Взрывы и воспламенение паров масла в картерах двигателей являются следствием:

1 - появления в картере взрывоопасной концентрации паров масла (мас­ляный туман) при наличии в нем достаточного количества кислорода (воздуха);

2 - присутствием в зоне картера источника воспламенения - «горячей точки».

Воздух в картере всегда есть. Два остальных условиях при техничес­ки - исправном состоянии двигателя обычно отсутствуют. Наиболее часто встречающейся причиной возникновения опасной концентрации масляных паров является перегрев подшипников. Перегретый подшипник служит и источником воспламенения - «горячей точкой». В среднеоборотных тронковых двигателях, в которых охлаждение поршней осуществляется струей масла, поступающего из верхней головки шатуна (фонтанное охлаждение), перегрев поршней также может вызвать рост концентрации масляных па­ров. Перегрев поршня возможен вследствие возникновения сухого трения и задиров из-за недостатка масла на стенках цилиндра, или - при нарушении работы форсунок и касания струй плохо распыливаемого топлива донышка поршня. Разжижение системного масла дистиллятным топливом увеличивает риск создания в картере легко воспламеняющейся концентрации паров угле­водородов, поскольку дистиллятные топлива в отличие от масел содержат в себе в значительных количествах легко испаряющиеся фракции. Попадание в масло тяжелого топлива менее опасно, но риск образования в картере легко воспламеняющейся концентрации остается, так как тяжелые топлива также содержат легкие фракции, хотя и в меньшем количестве.

Невозможно точно задать границы диапазона взрывоопасной концентра­ции паров в картере, так как топлива и масла включают широкий диапазон соединений углеводородов, имеющих различную молекулярную структуру и вес, и широкий диапазон фракционного состава. Когда в картере имеется «горячая точка», концентрация углеводородов в парах быстро увеличивает­ся и с большой степенью вероятности она может быстро достичь опасных пределов.

Источники «горячей точки». Температура, при которой может про­изойти самовоспламенение топлива, называется температурой самовоспла­менения, для дизельных топлив она ориентировочно лежит в пределах 350 - 380°С. Отсюда ясно, что любые повреждения в зоне картера, вызывающие рост температуры до вышеназванных пределов, могут инициировать появ­ление опасной концентрации паров и их воспламенение. Количество и ско­рость образования паров углеводородов в замкнутом пространстве картера находится в прямой зависимости от количества попавшего в систему смазки топлива. Невозможно заранее предсказать какое соотношение между топ­ливом и маслом является опасным, а какое нет. Ясно одно - чем выше это соотношение, т.е. чем больше в масле топлива - тем вероятнее риск воспла­менения их паров в картере.

Рекомендации

Возгоранию и взрывам паров масла в картере предшествуют обра­зование взрывоопасной смеси в картере и перегрев расположенных в нем деталей двигателя (подшипники, тронк поршня и пр.). Поэтому в процессе эксплуатации нужно:

- Не допускать попадания топлива в масло, своевременно выявлять и устранять причины протечек.

- Следить за состоянием подшипников и не допускать их перегрева. Вероятность перегрева подшипников особенно высока в первый период работы двигателя, прошедшего ремонт.

- При обнаружении топлива в масле (снижение вязкости, падение тем­пературы вспышки до 190°) наилучшим выходом будет полная замена масла в циркуляционной системе.

- После первого взрыва двигатель следует остановить, но во избежание последующего взрыва, а он как правило, оказывается наиболее разруши­тельным, масляные насосы не останавливать, а продолжать циркуляцию масла через подшипники с тем, чтобы ускорить их охлаждение.

- После остановки двигателя, чтобы исключить приток свежего воздуха в картер, ни в коем случае не открывать лючки или двери картера. До полного остывания двигателя к нему не подходить. При последующем взрыве может произойти разрушение картерного пространства и взрывной волной, несущей с собой осколки металла и пламя, находящи­еся вблизи люди могут получить серьезные ранения и ожоги вплоть до смертельного исхода.

Эффективность контроля за взрывоопасной обстановкой в картере двигателя и своевременного предупреждения ее возникновения достигается установкой на двигатель детектора масляного тумана, в задачу которого входит взятие проб масляного тумана из отдельных отсеков картера, про­верка их концентрации и звуковое предупреждение.

Дополнительной мерой безопасности служит контроль за темпера­турами подшипников или вытекающего из них масла. Соответствующие приборы поставляет фирма «Аутроника» (Норвегия).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: