Взрывы и воспламенение паров масла в картерах двигателей являются следствием:
1 - появления в картере взрывоопасной концентрации паров масла (масляный туман) при наличии в нем достаточного количества кислорода (воздуха);
2 - присутствием в зоне картера источника воспламенения - «горячей точки».
Воздух в картере всегда есть. Два остальных условиях при технически - исправном состоянии двигателя обычно отсутствуют. Наиболее часто встречающейся причиной возникновения опасной концентрации масляных паров является перегрев подшипников. Перегретый подшипник служит и источником воспламенения - «горячей точкой». В среднеоборотных тронковых двигателях, в которых охлаждение поршней осуществляется струей масла, поступающего из верхней головки шатуна (фонтанное охлаждение), перегрев поршней также может вызвать рост концентрации масляных паров. Перегрев поршня возможен вследствие возникновения сухого трения и задиров из-за недостатка масла на стенках цилиндра, или - при нарушении работы форсунок и касания струй плохо распыливаемого топлива донышка поршня. Разжижение системного масла дистиллятным топливом увеличивает риск создания в картере легко воспламеняющейся концентрации паров углеводородов, поскольку дистиллятные топлива в отличие от масел содержат в себе в значительных количествах легко испаряющиеся фракции. Попадание в масло тяжелого топлива менее опасно, но риск образования в картере легко воспламеняющейся концентрации остается, так как тяжелые топлива также содержат легкие фракции, хотя и в меньшем количестве.
|
|
Невозможно точно задать границы диапазона взрывоопасной концентрации паров в картере, так как топлива и масла включают широкий диапазон соединений углеводородов, имеющих различную молекулярную структуру и вес, и широкий диапазон фракционного состава. Когда в картере имеется «горячая точка», концентрация углеводородов в парах быстро увеличивается и с большой степенью вероятности она может быстро достичь опасных пределов.
Источники «горячей точки». Температура, при которой может произойти самовоспламенение топлива, называется температурой самовоспламенения, для дизельных топлив она ориентировочно лежит в пределах 350 - 380°С. Отсюда ясно, что любые повреждения в зоне картера, вызывающие рост температуры до вышеназванных пределов, могут инициировать появление опасной концентрации паров и их воспламенение. Количество и скорость образования паров углеводородов в замкнутом пространстве картера находится в прямой зависимости от количества попавшего в систему смазки топлива. Невозможно заранее предсказать какое соотношение между топливом и маслом является опасным, а какое нет. Ясно одно - чем выше это соотношение, т.е. чем больше в масле топлива - тем вероятнее риск воспламенения их паров в картере.
|
|
Рекомендации
Возгоранию и взрывам паров масла в картере предшествуют образование взрывоопасной смеси в картере и перегрев расположенных в нем деталей двигателя (подшипники, тронк поршня и пр.). Поэтому в процессе эксплуатации нужно:
- Не допускать попадания топлива в масло, своевременно выявлять и устранять причины протечек.
- Следить за состоянием подшипников и не допускать их перегрева. Вероятность перегрева подшипников особенно высока в первый период работы двигателя, прошедшего ремонт.
- При обнаружении топлива в масле (снижение вязкости, падение температуры вспышки до 190°) наилучшим выходом будет полная замена масла в циркуляционной системе.
- После первого взрыва двигатель следует остановить, но во избежание последующего взрыва, а он как правило, оказывается наиболее разрушительным, масляные насосы не останавливать, а продолжать циркуляцию масла через подшипники с тем, чтобы ускорить их охлаждение.
- После остановки двигателя, чтобы исключить приток свежего воздуха в картер, ни в коем случае не открывать лючки или двери картера. До полного остывания двигателя к нему не подходить. При последующем взрыве может произойти разрушение картерного пространства и взрывной волной, несущей с собой осколки металла и пламя, находящиеся вблизи люди могут получить серьезные ранения и ожоги вплоть до смертельного исхода.
Эффективность контроля за взрывоопасной обстановкой в картере двигателя и своевременного предупреждения ее возникновения достигается установкой на двигатель детектора масляного тумана, в задачу которого входит взятие проб масляного тумана из отдельных отсеков картера, проверка их концентрации и звуковое предупреждение.
Дополнительной мерой безопасности служит контроль за температурами подшипников или вытекающего из них масла. Соответствующие приборы поставляет фирма «Аутроника» (Норвегия).