Причины Смутного времени. главной причиной начавшейся Смуты называлисовокупность династического, хозяйственного и социального кризисов,поразивших страну на рубеже столетий

главной причиной начавшейся Смуты называли совокупность династического, хозяйственного и социального кризисов, поразивших страну на рубеже столетий.

Именно в такой, накаленной до предела социальной и политической обстановке в стране на исторической арене России появляется фигура Лжедмитрия I (1582-1606). Сейчас абсолютно точно установлено, что под этим именем скрывался бывший галицкий дворянин, а затем монах Московского Чудова монастыря Юрий Богданович (Григорий) Отрепьев, который еще в 1603 г. бежал в Польшу.

Ключевский сказал знаменитую фразу: «Лжедмитрий Iбыл только испечен в польской печке, а заквашен в Москве».

Весной 1604 г. Лжедмитрий I начал собирать вМалороссии, входившей тогда в состав Речи Посполитой, и на территории Дикого Поля, где обитали донские и запорожские казаки, войско для похода на Москву. Собрать под свои знамена ему удалось несколько тысяч запорожских и донских казаков и мелкопоместных польских и малороссийских шляхтичей. В октябре 1604 г. с этим разношерстным войском он перешел границу Русского государства и начал поход на Москву. Вначале ему сопутствовал явный успех, поскольку на сторону самозванца перешли практически все города южных уездов страны — Чернигов, Воронеж, Путивль, Белгород, Елец и другие. Однако уже в январе 1605 г. он потерпел первое крупное поражение от царских воевод П.Ф. Басманова и В.В. Голицына в районе Добрыничей и вынужденно отступил в Путивль, ставший главной базой самозванца до нового похода на Москву.

На руку Лжедмитрию сыграла скоропостижная и неожиданная смерть Бориса Годунова. Его сын не смог закрепиться у власти и это позволило быстро его сместить и убить. Его сестра была изнасилована и сослана в монастырь.

Тем временем самозванец вошел в Серпухов, куда к нему срочно выехала представительная депутация москвичей, в состав которой вошли аж 37 представителей двух старейших и знатнейших боярских родов — Вельяминовых и Сабуровых, которые состояли в родстве с Годуновыми. Первоначально самозванец «принял депутатов ласкою», однако затем по наущению П.Ф. Басманова, который стал главным воеводой самозванца, все они были ограблены и отправлены в темницу.

А уже 20 июня 1605 г. Лжедмитрий I торжественно въехал в Москву, где был опознан «своей матерю» инокиней Марфой (Марией Федоровной Нагой) как ее родной сын, чудом спасшийся царевич Дмитрий, и через месяц, венчавшись на царство под именем Дмитрия Ивановича (1605-1606), он стал новым «помазанником божьим» и законным правителем огромного Русского государства. Тогда же новый государь подыскал себе и подходящую кандидатуру нового московского патриарха, которым по его «рекомендации» был «избран» рязанский митрополит, грек Игнатий (1605-1606) — первый из высших иерархов РПЦ, признавший в Лжедмитрии законного царя. Многие историки говорят, что поляки ему помогали за тем, чтобы потом он отдал Польше русские территории.

Век самозванца оказался на редкость недолговечным. Он попытался вернуть изгнанных бояр и повысить таким образом свой авторитет, но Романовы не вернулись и предпочитали наблюдать за ситуацией со стороны.

В январе 1606 г. под давлением московского служилого люда был восстановлен пятилетний сыск беглых крестьян, отмененный при Борисе Годунове. В результате Лжедмитрий I потерял поддержку южных уездов страны, которые являлись основной опорой его власти, поскольку именно помещики этих уездов были кровно заинтересованы в полной отмене этой нормы, так как именно в их южные уезды и направлялась основная масса беглых крестьян и холопов из центральных районов страны.

В феврале 1606 г. вМоскве начались переговоры с послами Сигизмунда III о передаче Речи Посполитой Смоленска, Чернигова, Пскова, Новгорода и других русских городов, обещанных самозванцем в качестве откупного польскому королю и егопокровителю, польскому магнату Юрию Мнишеку. Переговоры эти закончилисьбезрезультатно, и в итоге самозванец оказался без поддержки польской шляхты.

Последней каплей стало венчание Димитрия-Самозванца на польской магнатке Марине Юрьевне Мнишек, которое прошло без важнейшего в православии свадебного обряда причастия. И уже через неделю после этого события, 17 мая 1606 г., в Москве вспыхнуло «народное восстание», в результате которого Лжедмитрий I был убит, труп его сожжен, а прах развеян по ветру. Так бесславно и трагически закончился жизненный путь первого самозванца в истории России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: