Лекция 4. МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Эффективность работы специалиста по социальной работе с детьми в существенной мере зависит от знания особенностей их семей.
Многообразие форм воздействия семьи на ребенка, диапазон и качество ценностей, осваиваемых им во взаимодействии с близкими людьми, составляет ее воспитательный приоритет. В то же время поведение и личностные характеристики ребенка определяются не только реальными условиями его семейной жизни, но и тем, как он их воспринимает.
Диагностическим средством при знакомстве с семьей может стать отношение родителей к специалистам по социальной работе, социальному центру, куда может обратиться семья. Для некоторых родителей направление ребенка к специалисту является удобным выходом из положения, поскольку они ставят личные проблемы выше проблем ребенка. Другая часть родителей относится к помощи специалистов как к необходимому этапу в собственной жизни и жизни своих детей, в какой-то мере даже как к спасательному кругу. Они достаточно высоко оценивают возможности специалистов и связывают с ним большие, а порой и завышенные ожидания.
К третьей группе родителей можно отнести тех, которые считают, что государство просто обязано взять на себя все заботы об их детях, ответить за последствия их собственных неудач и промахов, создать условия для разрешения имеющихся проблем. Обычно некоторые из таких родителей предъявляют много претензий к специалистам и весьма довольны собой.
В каждом конкретном случае задача специалистов состоит в том, чтобы вызвать у родителей положительные установки на сотрудничество с учреждением социальной работы и пояснить его цели. Основой для этого служит установление доверительного контакта с семьей.
Изучение семьи заключается в выяснении конкретных условий ее жизни и системы взаимоотношений в ней. Специалисту необходимо выяснить следующие вопросы:
1. Состав семьи, профессия, образовательный уровень родителей.
2. Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи:
- тон в обращении друг с другом;
- характер отношений;
- наличие или отсутствие автономности каждого члена семьи;
- наличие или отсутствие враждебности, конфликтности, грубости, бесчувствия в отношениях.
3. Что родители считают важным в воспитании, какие качества своего ребенка ставят на первый план.
4. Что является предметом основной заботы родителей: здоровье ребенка, развитие у него умственных способностей, творческого начала, предприимчивости, душевных свойств. Или такая забота отсутствует вообще.
5. Как понимают родители значение того возраста, в котором находится их ребенок, для формирования его личности.
6. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений родителей:
- наличие определенных знаний и готовность их постоянно пополнять;
- ограниченность знаний, но открытость к просвещению, к повышению культуры в области воспитания;
- низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами кого-либо, в том числе собственных детей.
7. Система воспитательных воздействий семьи:
- участие в воспитании ребенка всех взрослых, согласованность из действий и линий поведения в отношении него;
- непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания и взаимоотношений с детьми, возложение всех обязанностей по воспитанию на одного из родителей или кого-то из близких;
- безучастное отношение к ребенку, его безнадзорность.
8. Организация совместной деятельности в семье:
- общее участие во всех семейных делах, вовлечение в них ребенка;
- дифференциация обязанностей между взрослыми;
- разобщенность взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция ребенка от событий и забот жизни семьи.