II) Формирование первичных произносительных умений и навыков

Направления работы:

1. Коррекция нарушений движений артикуляторных органов и развитие артикуляторного праксиса. Работа проводится в виде артикуляторной гимнастики, начатой на подготовительном этапе. Происходит коррекция неправильных или недостаточно точно выполненных движений, тренируется их сила, объем, отрабатывается координированная работа различных артикуляторных органов. В гимнастике этого этапа преобладают тонкие, дифференцированные движения артикуляторных органов, и основное внимание уделяется выполнению серии движений, предполагающей умение произвольно переключаться от одного артикуляторного движения к другому – артикуляторный праксис.

2. Коррекция нарушений дыхательной функции. В случае выраженной дизартрии работа начинается с выполнения общедыхательных упражнений.

Цель – увеличение объема дыхания и нормальный его ритм. Для достижения этой цели используют следующие упражнения:

а) Ребенок лежит на спине. Логопед сгибает ноги в коленных суставах и согнутыми ногами слегка надавливает на подмышечные впадины. Эти движения проводятся в нормальном дыхательном ритме под счет. Это упражнение способствует нормализации и активизации движений диафрагмы.

б) Ребенок сидит. Перед ноздрями создается веер воздуха, под воздействием которого усиливается глубина вдоха за счет активных движений диафрагмы.

После общедыхательных упражнений переходят к формированию оптимального для речи типа физиологического дыхания – диафрагмального (нижнереберного). Формируется по подражанию в различных положениях – лежа, стоя, сидя. Одна рука ребенка помещается на диафрагму. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу диафрагму. Вдох – поднимается, выдох – опускается. Ребенок, ощущая движения рукой, пытается дышать также. После выработки диафрагмальное дыхание закрепляется в различных дыхательных играх. После закрепления диафрагмального дыхания переходят к работе над речевым дыханием, которое осуществляется сначала без речевого сопровождения, потом с ним.

1) Без речевого сопровождения. Работа проводится в виде различных дыхательных упражнений, основными приемами которых являются дутье, сдувание, поддувание, задувание. При проведении этих упражнений можно использовать зрительный или тактильный контроль, позволяющий контролировать продолжительность и плавность выдоха.

При проведении дыхательной гимнастики следует придерживаться правил: а) дыхательная гимнастика должна проводится в хорошо проветриваемом помещении, до еды; б) при выполнении дыхательных упражнений нельзя допускать переутомления ребенка, первым признаком которого является зевота (признак кислородной недостаточности); в) необходимо следить за позой ребенка – должен сидеть или стоять прямо, плечи расправлены, голова поднята, руки и ноги спокойны; г) необходимо следить за тем, чтобы при вдохе ребенок не напрягал плечи и шею, не надувал щеки; д) необходимо привлекать внимание ребенка к ощущениям, возникающим от движения диафрагмы и межреберных мышц; е) дыхательные движения должны воспроизводится плавно, под счет, чтобы ребенок выработал дыхательный ритм; ж) дидактический материал, используемый для выполнения гимнастики должен быть легким и при выполнении дыхательных упражнений располагаться на уровне рта.

2) С речевым сопровождением. Осуществляется при произнесении различного по сложности речевого материала на продолжительном плавном выдохе. Одни методики рекомендуют начинать эту работу с произнесения гласных звуков, другие – глухих щелевых согласных с гласными.

а) Произнесение изолированных гласных на длительном выдохе.

б) Произнесение сочетаний 2, 3, 4 гласных на продолжительном плавном выдохе. Необходимо следить за тем, чтобы при произнесении гласных не делались паузы для дополнительного вдоха.

в) Произнесение изолированных глухих щелевых согласных.

г) Произнесение сочетания глухих щелевых согласных с гласными на продолжительном плавном выдохе. Вариативное упражнение – можно изменять как количество слогов, так и звуки, входящие в их состав.

д) Произнесение слов на выдохе, сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением места ударения.

е) Произнесение фраз. При проведении необходимо учитывать возраст ребенка (физиологические возможности). 5 лет – 3-4слова в предложении, 6 лет – 4-5 слов. В случае стертой дизартрии работа начинается с формирования и закрепления диафрагмального типа физиологического дыхания.

3) Коррекция нарушения голосовой функции.

Работа над голосом проходит параллельно с работой над дыханием, используются специальные ортофонические упражнения для развития голоса.

Развитие координационной деятельности дыхания, фонации, артикуляции.

В случае выраженной дизартрии (ДЦП) работа начинается с развития возможности открывать и закрывать рот, опускать нижнюю челюсть, так как эти движения только выполняемые произвольно и в полном объеме обеспечивают нормальную голосоподачу, свободное голосоведение. С этой целью используют следующую модель – яркоокрашенный шарик привязывают к нитке, ребенок берется рукой за шарик и в момент опускания нижней челюсти тянет его вниз, затем это же движение производится с закрытыми глазами с целью усиления кинестетических ощущений. Выработанные движения нижней челюсти закрепляются в различных звукоподражательных играх. После снятия голосовой зажатости и выработки свободной голосоподачи переходят к развитию основных акустических характеристик – силы, высоты, тембра – в специальных голосовых упражнениях. Вырабатывается умение произвольно изменять акустические характеристики голоса и закрепляется в играх, инсценировках, сказках по ролям. В случае стертой дизартрии работа начинается с выполнения голосовых упражнений.

4) Коррекция нарушений звукопроизношения.

Эта работа строго дифференцирована в зависимости от уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, локализации поражения и вида дизартрии. Упражнения артикуляторной гимнастики подбираются с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Особенностями такой работы являются:

а) В случае выраженной дизартрии (ДЦП) эта работа должна быть направлена на облегчение речевой коммуникации и улучшение социальной адаптации ребенка.

б) Работа над отдельными звуками должна проводится в определенной последовательности, а именно начинать нужно с тех звуков, артикуляция которых долее сохранна, а затем из числа этих звуков в работу включаются звуки раннего онтогенеза.

в) Необходимо учитывать влияние патологически усиленных рефлексов и предупреждать их отрицательные последствия.

г) Необходимо учитывать характер и распределение нарушений мышечного тонуса.

д) При комплексном дефекте звукопроизношения на первых порах, особенно при выраженной дизартрии, не удается добиться полной чистоты звучания звуков, поэтому можно довольствоваться частичной полнотой звучания и переходить к работе над другими звуками. Со временем их произношение улучшается.

Приемы постановки, автоматизации и дифференциации звуков традиционные (см конспект по коррекции дислалии!), но проводятся с учетом вышеназванных особенностей.

Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения осуществляется работа по развитию фонематического синтеза, анализа и фонематических представлений.

Параллельно проводится работа по развитию фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений с использованием отрабатываемого звука (см коррекцию дислалии, а также - материала на эту тему много в Инете, есть книги Ткаченко и др авторов).

5) Коррекция просодических нарушений. Большое внимание уделяется формированию правильного ритма и тембра речи путем умения произвольно изменять темп речи, выделать ударные слоги в структуре высказывания и правильно чередовать их с безударными, соблюдать правильные паузы. Коррекции нарушений темпоритмической организации речи способствуют логоритмические занятия, проводимые параллельно с логопедическими.

Развитию мелодикоинтонационной стороны речи способствуют упражнения по восприятию, дифференциации, формированию основного тона высказывания различных коммуникативных типов предложения.

Выработанные в специальных упражнениях умения просодического оформления речи закрепляются в эмоционально окрашенном материале, который подбирается с учетом программных требований обучения и воспитания ребенка.

Если дизартрия является симптомом более сложной патологии, то на этом этапе наряду с вышеназванным проводится работа по коррекции нарушения лексикограмматического строя речи и по коррекции нарушений чтения и письма у школьников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: