Строится поэтапно. Следующие этапы:
I) Подготовительный. Направления работы:
1. В случае выраженной дизартрии воспитание потребности в речевом общении, то есть потребности в правильной речи.
2. Развитие и уточнение пассивного словаря. Работа проводится в виде демонстрации и называния логопедом разных предметных и сюжетных картинок.
3. Развитие сенсорных функций. Проводится в различных играх по развитию слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
4. Развитие моторной функции – общей, ручной, артикуляторной моторики.
5. Создание условий в работе над слоговой структурой слова и ритмом речи. Работа проводится в виде упражнений по восприятию и воспроизведению различных ритмических структур, как простых, так и акцентированных.
6. Формирование фонематического восприятия, анализа, представлений. (См. при дислалии).
7. Создание условий для формирования общедвигательных артикуляторных умений и навыков, условий для коррекции нарушений дыхательной и голосовой функций.
|
|
Всему этому способствует медикаментозное и психотерапевтическое лечение, проведение различного вида массажей, в зависимости от состояния мышечного тонуса, проведение артикуляторной гимнастики, которая является основной в работе подготовительного этапа.
Проведению артикуляторной гимнастики предшествуют:
1) Дифференциальный массаж лицевой и артикуляторной мускулатуры.
Задачами логопедического массажа являются:
а) Нормализация тонуса мышц лицевой мускулатуры.
б) Нормализация тонуса мышц артикуляторного аппарата, активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих.
В) Стимуляция проприоцептивных ощущений (рецепторы в мышцах и связках)
Г) Подготовка условий к формированию произвольных координированных движений органов артикуляции.
Д) Уменьшение саливации.
Е) Укрепление глоточного рефлекса.
Массажные техники:
а) Ручной (пальцевый) массаж. б) Массаж при помощи специальных средств (зубные щетки, массажные зонды, шпатели). в) Точечный массаж.
Характеристики массажа:
а) Сила массажа. Сила давления, которую оказывают руки. Поверхностный массаж повышает возбудимость. Более глубокий, с постепенным увеличением силы давления, способствует развитию тормозных процессов.
б) Темп. Быстрый – повышает возбудимость нервной системы, средний и медленный – снижает.
в) Длительность Более длительный – снижение возбудимости нервной системы.
Приемы массажа:
1. Поглаживание. 2. Растирание 3. Разминание. 4. Вибрация. 5. Ударные приемы (похлопывания, поколачивания). 6. Нажатие. См. доп. материал (какой прием на что направлен) и рекомендации к проведению массажа.
|
|
Перед массажем и артикуляторной гимнастикой ребенка учат выполнению мимических движений – поочередно открывать и закрывать глаза, хмурить, поднимать брови, надувать щеки. При выполнении этих движений постепенно развивается их произвольность и дифференцированность.
Обучение сглатыванию слюны: а) объяснить необходимость сглатывания слюны; б) провести массаж жевательных мышц; в) вызывая жевательные движения нижней челюстью, слегка откинуть голову ребенка назад и попросить проглотить слюну; г) учить ребенка перед зеркалом жевать твердую пищу с целью стимуляции жевания и попросить проглотить слюну; д) произвольное закрывание рта за счет активно-пассивных движений нижней челюсти (сначала этот прием осуществляется пассивно, руками логопеда – одна рука кладется на голову ребенка, а другая под нижней челюстью, затем путем легкого подавливания и сближения рук челюсти ребенка смыкаются, движение сплющивания, после чего попросить проглотить слюну; затем это движение выполняется при помощи рук самого ребенка и наконец активно, самостоятельно, без помощи рук на счет).
При проведении артикуляторной гимнастики (на данном этапе работы ее цель - нормализация и развитие арт. движений, формирование способности удерживать арт позу) используются артикуляторные игры, которые подбираются с учетом локализации и степени выраженности дизартрии, а также с учетом состояния мышечного тонуса. Так, при паретичности в артикуляторных играх должны преобладать активные, силовые упражнения, при спастичности – расслабляющие, при гиперкинезах – упражнения на удержание заданной позы в покое, статические упражнения. Работа по развитию артикуляторной моторики более эффективна тогда, когда она сочетается с развитием общей и ручной моторики.
На занятиях по лечебной физкультуре методист развивает манипуляционную, опорную и хватательную деятельность рук и тонкие дифференцированные движения пальцев. Эта же работа проводится и логопедом на логопедических занятиях, где в специальных упражнениях формируются четкие пальцевые кинестезии, подготавливается рука к письму (если школьник). Кроме этих упражнений можно использовать такие виды работы как разминание и раскатывание пластилина, сжимание и разжимание резиновых груш, колец, захватывание кончиками пальцев мелких предметов, складывание мозаики, вырезание, обводка, штриховка трафаретов, шнуровка, расстегивание и застегивание пуговиц и т.д.