(статья 18 Федерального закона № 44-ФЗ)
1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:
1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
|
|
2. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.
Народные дружинники при исполнении обязанностей по охране общественного порядка находятся под защитой государства.
Невыполнение законных требований народного дружинника о прекращении противоправных действий влечет административную ответственность по статье 19.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Статьей 19.36 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение народным дружинником действий, нарушающих права и законные интересы граждан или организаций.
Народная дружина может создаваться как с образованием юридического лица, так и без образования юридического лица. Разница заключается в том, что юридическое лицо имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести гражданские обязанности, быть представителем в суде. Наличие лицевого счета юридического лица дает возможность также для материального поощрения дружинников.
Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности подлежат включению в региональный реестр и участвуют в охране общественного порядка только после включения в реестр.
Реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации — информационный ресурс, содержащий сведения о народных дружинах и об общественных объединениях правоохранительной направленности, созданных на территории субъекта Российской Федерации.
|
|
В Санкт-Петербурге региональный реестр ведет ГУ МВД.
Положения Федерального закона № 44-ФЗ также распространяются на деятельность народных дружин из числа членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, с учетом особенностей, указанных в данном законе и Федеральном законе «О государственной службе российского казачества».
Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением администрации района Санкт-Петербурга, на территории которой создается народная дружина, и территориального органа МВД России на районном уровне.
Решение о внесении в региональный реестр народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности принимается в течение месяца с момента регистрации заявления в книге учета.
Границы территории, на которой может быть создана народная дружина – граница территории субъекта Российской Федерации – города федерального значения
Санкт-Петербург.
Не допускается создание народных дружин при политических партиях и религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений внутри народных дружин.
Этап