Нормативные правовые акты и нормативные документы

1. Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.: Юрид. Лит., 2010.

 

Учебники и учебные пособия

2. Гродских В.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2013. – 208 с.

3. Микроэкономика / Под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2011. – 384 с.

4. Николаева И.П. Экономическая теория. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 328 с.

5. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Кнорус, 2011. – 792 с.

6. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2009. – 608 с.

3. Статьи в научных сборниках и периодической печати
7. Арсланов, Г. Реформы в Китае: Смена поколений / Г. Арсланов // Азия и Африка сегодня. - 2002. - N 4. - С. 2-6
8. Козырев, Г. И. Конфликты в организации / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - N 2. - С. 136-150
9. Громов, В. Россия и Европа / В. Громов // Известия. - 1999. - 2 марта. - С.

4. Электронные ресурсы
Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http://www.statsoft.ru/home/textbook.

При компьютерном наборе текста использовать шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал полуторный, абзацы с отступом 1,25 см. Текст выравнивается по ширине листа и полями следующих размеров:

- левое – 25 мм,

- правое – 10-15 мм,

- верхнее и нижнее – по 20 мм.

Все страницы работы должны быть пронумерованы внизу справа арабскими цифрами. На первой странице работы номер не ставится.

Контрольная работа, выполненная вручную, должна быть написана аккуратно, без грамматических и стилистических ошибок, четким разборчивым почерком, яркими чернилами. Объем работы – не более 18 листов ученической тетради.

Контрольная работа оценивается по системе «зачтено» - «не зачтено».

Оценка «зачтено» ставится, когда работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, с соблюдением последовательности выполнения, аргументировано, в каждом ответе сделаны выводы; в задачах расчеты выполнены без ошибок, с пояснениями действий, самостоятельно; работа оформлена аккуратно в соответствии с требованиями.

Оценка «не зачтено» ставится, когда работа выполнена частично, без анализа фактов, примеров, отсутствии выводов по вопросам; при расчетах допущены грубые ошибки, отсутствуют пояснения в действиях, единицы измерения; по оформлению работы имеются множественные замечания.

При получении неудовлетворительной оценки студент повторно выполняет работу (или дорабатывает прежнюю).

 

 

 

 

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант 1

1. Экономика как наука и хозяйственная деятельность. Предмет и методы исследований науки. Структура экономики, её место в системе экономических дисциплин. Макроэкономика и микроэкономика. Роль экономики на микро- и макроуровнях.

2. Собственность, ее сущность в экономическом и юридическом аспекте. Основные виды и формы собственности. Виды и формы собственности в современной российской экономике. Роль собственности в системе экономических отношений.

3. Задача. Определить прирост (уменьшение) национального продукта в результате одновременного увеличения государственных расходов и налогов на 35 млрд. руб. Ответ обосновать.

Вариант 2

1. Государственное регулирование рыночной экономики его сущность, цели, методы и основные направления.

2. Ресурсы и факторы производства. Капитал, его формы. Кругооборот, оборот капитала. Физический и моральный износ основного капитала, его амортизация. Показатели эффективного использования капитала.

3. Задача. Определить сумму налога по данным, представленным в таблице:

Доход, руб. Налоговая ставка, % Сумма налога, руб.
     

Определить и обосновать тип налогообложения.

Вариант 3

1. Предпринимательство как фактор производства.

2. Государственный бюджет его сущность, принципы формирования и распределения. Виды бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг. Последствия и пути преодоления дефицита и долга.

3. Задача. Стоимость основного капитала – 100 тыс. руб., численность работающих – 600 чел., объём произведённой продукции – 1200 тыс. руб. Определить уровень производительности труда, фондоотдачи и фондовооружённости труда.

Вариант 4

1. Потребности: их сущность, классификация. Безграничность потребностей. Ресурсы: их сущность, виды.

2. Налоговая система. Сущность, принципы, функции налогов. Виды налогов. Кривая Лаффера.

3. Задача. Сапожник покупает кожу за 100 руб., нитки за 510 руб., использует их для производства ботинок, которые продает покупателю за 500 руб. Определить его вклад в ВВП. Ответ обосновать.

Вариант 5

1. Ограниченность и выбор. Фундаментальная экономическая проблема, пути её решения. Производственные возможности и проблема выбора.

2. Бизнес-план его сущность, содержание, назначение.

3. Задача. На основании данных таблицы постройте кривые спроса и предложения. На графике определите равновесную цену и равновесный объём. Заполните в таблице пустующие графы.

 

Цена, руб. Величина спроса, кг Величина предложения кг Дефицит (-) /излишек (+) Объем продаж Выручка
           
           
           
           
           

 

Вариант 6

1. Сущность и типы экономических систем. Традиционная, командная, рыночная, смешанная системы. Главные экономические проблемы, их решение в различных типах экономических систем.

2. Монополия, её признаки. Естественная и искусственная монополия. Позитивные и негативные стороны монополии. Основные методы регулирования монополизма (антимонопольное законодательство). Железнодорожный транспорт как естественная монополия.

3. Задача. Отказавшись от работы столяром с зарплатой 12 000 ден. ед. в год или учебы в колледже с годовой оплатой за обучение в размере 6000 ден. ед., Иван поступил работать референтом с зарплатой 10 000 ден. ед. в год. Какова альтернативная стоимость и упущенная выгода его решения в данном году?

Вариант 7

1. Рынок. Классификация рыночных структур. Инфраструктура рынка. Черты и функции рынка.

2. Деловые предприятия, их сущность, виды. Организационно-правовые формы бизнеса: единоличное предприятие, товарищество (партнёрство), корпорация, их характерные черты.

3. Задача. Страна N производит два продукта: масло сливочное и станки. Данные представлены в таблице.

Масло, тыс. т          
Станки, тыс.шт.          

а) на основании данных постройте кривую производственных возможностей;

б) найдите альтернативную стоимость увеличения производства станков с 3 до 4 тыс. шт.;

в) можно ли произвести с помощью имеющихся ресурсов 4 тыс. шт. станков и 5 тыс. т масла? Ответы на вопросы обосновать.

 

Вариант 8

1. Конкуренция её сущность, формы, виды. Методы и значимость конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция.

2. Планирование и прогнозирование производственной деятельности. Методы планирования. Виды планов и их содержание.

3. Задача. Определите, дефицитен ли бюджет, если государственные закупки составляют 40 ден.ед., трансфертные платежи равны 20 ден.ед., процентные выплаты – 10% годовых по государственному долгу, равному 30 ден.ед., налоговые поступления составляют 40 ден.ед.

Вариант 9

1. Рабочая сила как фактор производства. Показатели эффективности использования рабочей силы.

2. Маркетинг как инструмент управления производственной деятельностью. Процесс управления маркетингом: анализ рыночных возможностей; сегментация рынка, отбор целевых сегментов; комплекс маркетинга; виды маркетинговой стратегии.

3. Задача. Разработайте и обоснуйте систему мер по стимулированию сбыта галстуков для мужчин.

Вариант 10

1. Понятие спроса и предложения, их графическое отображение. Законы спроса и предложения. Равновесие на рынке. Механизм рыночного ценообразования. Рыночная цена, ее виды, функции.

2. Маркетинг на железнодорожном транспорте. Роль и место транспортного маркетинга в системе управления производственной деятельностью.

3. Задача. Определить альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух электрогитар. Ответ обосновать.

 


Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

1. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.: ЮРАЙТ, 2012.

2. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебное пособие. – М.: ЮРАЙТ, 2011.

Дополнительные источники:

3. Аникин А.В. Юность науки, жизнь и идеи мыслителей экономистов до Маркса. – М., 2001.

4. Басовский Л.Е. Маркетинг:курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 2014.

5. Галабурда В.Г. Транспортный маркетинг. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2011.

6. Грязнова, Муравьев, Думная: В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями. - М.: Кнорус, 2013.

7. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Учебное пособие. – СП.: - Питер, 2010.

8. Гуреева М.А. Основы экономики транспорта: учеб.пособие для нач. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

9. Карпова С.В. Основы маркетинга. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2015.

 

10. Орлова Е.Р. Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок. – М.: «Омега-Л», 2012.

11. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

12. Соловьев Э.Г. Россия в меняющемся мире: геополитические аспекты формирования российской национальной идентичности. – М.: ИМЭМО РАН, 2010.

13. Чернышева Н.И. Экономическая теория: практикум/ Ростов-на-Дону, 2011

Интернет-ресурсы

· www.ecsoman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «ЭСМ»: Экономика)

· www.minfin.ru (Cайт Минфина РФ: нормативная и правовая информация)

· www/economy.gov.ru (Сайт Минэкономразвития РФ: приоритетные направления)

· www. Info.gks.ru (Экономическая статистика)

Рекомендуемая учебная литература для выполнения теоретической части вариантов контрольной работы по дисциплине

«Основы экономики»

 

Номер варианта/ Номер вопроса Содержание вопроса Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебное пособие. – М.: ЮРАЙТ, 2011 Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / М.: Юрайт 2010 Другие источники
1/1   Экономика как наука и хозяйственная деятельность. Предмет и методы исследований науки. Структура экономики, её место в системе экономических дисциплин. Макроэкономика и микроэкономика. Роль экономики на микро- и макроуровнях. Стр. 14-26 Стр. 36-46  
1/2 Собственность, ее сущность в экономическом и юридическом аспекте. Основные виды и формы собственности. Виды и формы собственности в современной российской экономике. Роль собственности в системе экономических отношений. Стр. 125-136 Стр. 49-61, 69-71  
2/1 Государственное регулирование рыночной экономики его сущность, цели, методы и основные направления. Стр. 265-268 Стр. 325-346 Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 Стр. 97-103
2/2 Ресурсы и факторы производства. Капитал, его формы. Кругооборот, оборот капитала. Физический и моральный износ основного капитала, его амортизация. Показатели эффективного использования капитала. Стр. 65-73   Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Учебное пособие. – СП.: - Питер, 2010 г. Стр.217-219
3/1 Предпринимательство как фактор производства. Стр. 54-65   Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Учебное пособие. – СП.: - Питер, 2010 г. Стр.473-478, 484-490
3/2 Государственный бюджет его сущность, принципы формирования и распределения. Виды бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг. Последствия и пути преодоления дефицита и долга. Стр. 268-276 Стр. 359-368 Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Учебное пособие. – СП.: - Питер, 2010 г. Стр.402-406
4/1 Потребности: их сущность, классификация. Безграничность потребностей. Ресурсы: их сущность, виды.   Стр. 11-19  
4/2 Налоговая система. Сущность, принципы, функции налогов. Виды налогов. Кривая Лаффера.   Стр. 276-284 Стр. 353-359 Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Учебное пособие. – СП.: - Питер, 2010 г. Стр.406-412
5/1 Ограниченность и выбор. Фундаментальная экономическая проблема, пути её решения. Производственные возможности и проблема выбора.   Стр. 82-85, 87-90    
5/2 Бизнес-план его сущность, содержание, назначение.     Орлова Е.Р. Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок. – М.: «Омега-Л», 2012. Стр. 7-43
6/1 Сущность и типы экономических систем. Традиционная, командная, рыночная, смешанная системы. Главные экономические проблемы, их решение в различных типах экономических систем.   Стр. 175-189   Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Учебное пособие. – СП.: - Питер, 2010 г. Стр. 114-122
6/2 Монополия, её признаки. Естественная и искусственная монополия. Позитивные и негативные стороны монополии. Основные методы регулирования монополизма (антимонопольное законодательство). Стр. 198-211 Стр. 129-139 Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Учебное пособие. – СП.: - Питер, 2010 г. Стр.204-206
7/1 Рынок. Классификация рыночных структур. Инфраструктура рынка. Черты и функции рынка.   Стр. 192-198 Стр. 106-110  
7/2 Деловые предприятия, их сущность, виды. Организационно-правовые формы бизнеса: единоличное предприятие, товарищество (партнёрство), корпорация, их характерные черты.       Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Учебное пособие. – СП.: - Питер, 2010 г. Стр.478-484
8/1 Конкуренция её сущность, формы, виды. Методы и значимость конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция. Стр. 204-207 Стр. 124-129 Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Учебное пособие. – СП.: - Питер, 2010 г. Стр. 196-202
8/2 Планирование и прогнозирование производственной деятельности. Методы планирования. Виды планов и их содержание.       Гуреева М.А. Основы экономики транспорта:учеб.пособие для нач. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. Стр.141-143
9/1 Рабочая сила как фактор производства. Показатели эффективности использования рабочей силы. Стр.54-61    
9/2 Маркетинг как инструмент управления производственной деятельностью. Процесс управления маркетингом: анализ рыночных возможностей; сегментация рынка, отбор целевых сегментов; комплекс маркетинга; виды маркетинговой стратегии.     Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Учебное пособие. – СП.: - Питер, 2010 г. Стр.223-224   Басовский Л.Е. Маркетинг:курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 2014 – 219 с. Стр. 9-32
10/1 Понятие спроса и предложения, их графическое отображение. Законы спроса и предложения. Равновесие на рынке. Механизм рыночного ценообразования. Рыночная цена, ее виды, функции.   Стр. 211-221 Стр.114-123  
10/2 Маркетинг на железнодорожном транспорте. Роль и место транспортного маркетинга в системе управления производственной деятельностью.       Галабурда В.Г. Транспортный маркетинг. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2011Стр. 25-33, 124-148

ПРИЛОЖЕНИЕ


 

Приложение 1

 

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

Колледж железнодорожного транспорта

 

 

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

 

Контрольная работа

 

 

КР.190304.01.Э112.01.12.

 

Студент

_______ М. М. Абдулин

_______

Преподаватель

_______ Е. Б. Сухов

_______

Екатеринбург 2015

 

Приложение 2

ВОПРОСЫ НА ЗАЧЁТ

1. Дать определение экономики как науки и хозяйственной деятельности. Показать место и роль экономики на микро- и макроуровне.

2. Сформулировать определение потребностей и ресурсов, перечислить их виды и дать оценку.

3. Дать определение факторов производства: капитала, земли, труда, предпринимательства. Показать роль технического прогресса в развитии хозяйственной деятельности.

4. Сформулировать фундаментальную проблему экономики и определить пути её решения.

5. Дать определение понятия «производственные возможности». Построить график кривой производственных возможностей и показать пути решения проблемы экономического выбора.

6. Сформулировать понятия экономической системы и входящих в неё экономических отношений производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

7. Сформулировать понятие собственности и показать её основополагающее место в системе социально-экономических отношений.

8. Перечислить определяющие черты форм собственности: общественной, частной, смешанной. Сравнить их достоинства и недостатки.

9. Назвать и дать оценку форм и видов собственности в России в начале XXI века.

10. Дать определение экономической системы. Перечислить определяющие черты традиционной, административно-командной, рыночной экономики. Оценить их достоинства и недостатки.

11. Указать, как решаются главные экономические проблемы что? Как? Для кого производить? в традиционной, административно-командной, рыночной экономике.

12. Раскрыть специфику и общие черты смешанной экономики в США, Швеции, Германии, России.

13. Провести сравнительный анализ натурального и товарного производства.

14. Дать определение товара и его свойств. Показать на примерах проявление свойств товара: потребительной стоимости и стоимости.

15. Дать определение понятия «деньги». Раскрыть функции денег: меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления.

16. Дать определение рынка. Перечислить определяющие черты, структуру, функции рынка.

17. Сформулировать понятия спроса, предложения, рыночного равновесия. Построить кривые спроса и предложения, провести анализ воздействия ценовых и неценовых факторов. Привести примеры.

18. Построить график кривых спроса и предложения и объяснить механизм рыночного ценообразования. Описать неравновесные ситуации на рынке и их последствия.

19. Сформулировать законы спроса и предложения. Показать на графике их действие. Привести примеры.

20. Назвать условия, виды и формы конкуренции, методы конкурентной борьбы. Привести примеры, факты.

21. Описать специфические черты рынка совершенной конкуренции и монополистической конкуренции. Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективной моделью рынка? Ответ пояснить.

22. Перечислить особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения новых фирм на данный рынок?

23. Описать черты монополии. Показать особенности естественной и искусственной монополии. Назвать основные элементы антимонопольной политики.

24. Рассмотреть участие государства в хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики.

25. Сформулировать определение понятий «деловое предприятие», «фирма». Перечислить особенности организационно-правовых форм деловых предприятий: единоличного предприятия, партнёрства (товарищества), корпорации.

26. Сформулировать определение предпринимательской деятельности как фактора производства и определить его роль в хозяйственной деятельности.

27. Дать определение оборота и кругооборота капитала. Написать и пояснить формулу кругооборота капитала, показать её значимость в предпринимательстве.

28. Сформулировать определение капитала как фактора производства, перечислить его состав. Показать отличия основного и оборотного капитала, пути повышения эффектив­ности использования капитала.

29. Сформулировать понятия износ, амортизация основного капитала. Показать отличия физического и морального износа основного капитала.

30. Сформулировать понятие рабочей силы как фактора производства. Перечислить требования, предъявляемые к современному работнику. Пояснить показатель производительности труда.

31. Что включает понятие «государственные финансы»? Перечислить основные элементы финансовой политики государства.

32. Дать определение понятия «государственный бюджет». Перечислить условия и проблемы его формирования и распределения. Государственный долг и способы его погашения.

33. Дать оценку государственного бюджета Российской Федерации.

34. Дать определение понятия «налог». Раскрыть принципы налогообложения, функции, элементы налогов. Показать различия прямых и косвенных налогов, налоговых ставок. Изобразить кривую Лаффера и провести её анализ.

35. Раскрыть принципы, функции, элементы налогов. Перечислить проблемы налогообложения в российской экономике и наметить пути их решения.

36. Перечислить и оценить принципы и цели государственного регулирования экономики. Почему не всегда срабатывает регулирующий механизм рынка?

37. Дать определение понятия «маркетинг». Показать составляющие процесса управления маркетингом.

38. Раскрыть составляющие анализа рыночных возможностей: маркетинговые исследования, маркетинговая среда.

39. Показать процесс исследования поведения потребителя.

40. Описать процесс сегментирования рынка и отбора целевого сегмента.

41. Описать комплекс маркетинга: товар, цена, сбыт, стимулирование сбыта.

42. Провести сравнительный анализ товара и услуги. Перечислить черты услуги.

43. Показать роль и место транспортного маркетинга в системе управления.

44. Сформулировать определение понятий «планирование», «прогнозирование». Провести их сравнительный анализ.

45. Раскрыть методы планирования и прогнозирования: экспертных оценок, экстраполяции, моделирования, экономического анализа, балансовый, программно-целевой и пр.

46. Перечислить виды планов по назначению, содержанию, периодам действия и показать их содержание.

47. Раскрыть понятие «бизнес-план»: назначение, содержание, значимость.

48. Раскрыть структуру и функции бизнес-плана.

49. Дать краткую характеристику основных разделов бизнес-плана.

50. Провести анализ основных направлений социально-экономической политики государства в условиях рынка (экономического роста, занятости, антиинфляционной, региональной и пр.).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: