Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней образовательной школе

 

В 1960-е годы были пересмотрены учебные планы общеобразовательной школы, сокращен срок начального обучения до трех лет, в том числе и по изобразительному искусству.

Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью:

1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества способных принять активное участие в различных отраслях жизни страны.

2. Эстетически воспитывать детей.

3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность и т.д.

4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека.

5. Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка.

6. Развить творческие способности учащихся.

7. Ознакомить школьников с произведениями русского и мирового изобразительного искусства.

 

Рассмотрим эти цели подробнее.

1. Преподавание ИЗО в средней школе преследует прежде всего общеобразовательные цели. Все предметы должны содействовать всестороннему, гармоничному развитию учащихся.

Занятия ИЗО развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир и анализировать форму предметов.

В школьной программе предусмотрено четыре вида учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование, беседы об искусстве. Рисование с натуры предусматривает занятия рисунком и живописью; декоративная работа-составление узоров, элементы художественного конструирования и т.д. В беседах о художниках школьники знакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры, памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Теория методики преподавания ИЗО в школе опирается на эстетику, педагогику и психологию, теорию и практику различных видов изобразительного искусства.

 

2. В задачу занятий ИЗО входит эстетическое и художественное воспитание.

Эстетическое воспитание-это воспитание учащихся способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве, науке и обществе.

Термин «эстетическое воспитание» имеет очень широкое значение: он включает в себя и художественное, и нравственное воспитание.

В процессе эстетического воспитания формируются взгляды, вкусы и идеалы человека.

Задача средней общеобразовательной школы - различными методами эстетического воспитания воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждая у него эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты.

Огромная роль в этом принадлежит учителю рисования, который должен пробуждать в детях чувство прекрасного и возвышенного.

 

3. Она из главных задач занятий рисованием - помочь детям познавать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность.

Во время рисования школьник внимательно изучает форму предметов, их строение, пропорции, расположение в пространстве, цветовые и тоновые отношения.

Обучение рисованию решает две взаимосвязанные задачи: развитие зрительного восприятия учащихся и формирование их умения осознавать увиденное.

Итак, преподавание ИЗО в школе осуществляет целый ряд учебно-образовательных задач. Решение этих задач дает возможность развивать мышление учащихся, углубить их представление об окружающей действительности, способствуя таким образом формированию материалистического мировоззрения.

 

4. Преподавание ИЗО в школе ставит своей целью также показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистического рисунка.

Умение рисовать помогает представителям всех профессий. Все это имеет большое практическое значение для подготовки подрастающего поколения к жизни.

 

5. Главная практическая задача преподавания ИЗО в школе – это овладение элементарными основами реалистического рисунка, приемами и навыками рисования.

В школе ребенок должен получить понятие о тональном рисунке, работать кистью и красками.

Занятия ИЗО в школе ставят своей задачей развить в детях и другие качества – организованность, логически мыслить, сознательно и по плану работать.

Умение сосредоточить свои силы для достижения своей цели имеет большое значение для практической деятельности человека.

 

6. ИЗО в школе способствует образованию ясных и точных представлений о форме предметов и тем самым влияет на точность и ясность мысли, а это, в свою очередь, благотворно влияет на творчество.

Педагог должен обратить внимание на воображение ребенка: от этого во многом зависит результат творческой деятельности. Воображение человека связано с эмоциями, поэтому учителю рисования довольно легко направить процесс преобразования представлений учащихся от реальной действительности в новые представления связанные с реальностью, но несущие в себе элементы фантазии.

 

7. И наконец, на занятиях ИЗО школьники знакомятся с произведениями искусства и их творцами. Во время бесед об искусстве учитель рассказывает о различных видах изобразительного искусства: графике, живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно – прикладном искусстве. При этом дело не сводится только к перечислению видов изобразительного искусства,- надо научить школьников понимать достоинства произведений искусства, развить их способность к выработке своих взглядов и суждений о них.

 

Рисование с натуры.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.

При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с внешней формой, но и с понятиями, выраженными этой формой.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата.

При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрителю, осязанию, измерению и сравнению.

В начальных классах целесообразно занятия изобразительными искусством строить по двум направлениям - изучение формы путем зрения(рисование с натуры) и путем осязания(лепка).

Обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, необходимо детей приучать к правильному суждению о форме

Предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии.

Рисование с натуры, перспективное рисование, передача трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение.

Надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только обучению рисунку, но и элементам живописи.

В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приемами работы цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками.

В первых классах учащиеся рисуют предметы природы, еще не пользуясь смешением красок.

С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок.

В четвертом классе ученики пишут акварелью предметы объемной формы.

В пятом-шестом классах в рисовании с натуры акварелью основной упор делается на правильную передачу соотношений цвета и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по - сырому.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Они видят пропорциональное соотношение частей и целого, улавливают ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: