Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Основной целью данного предмета является расширение научного кругозора и формирование практических навыков необходимых специалисту – дефектологу, работающему в области дефектологии. Отсюда следует, что при подготовке студентов к практическим занятиям по курсу нужно не только знакомить студентов с новейшими теориями и методами и в психологии и дефектологии, но и стремиться отрабатывать на практике полученные навыки. Подготовка студентов должна быть ориентирована на глубокое освоение методологии специальной психологии; формирование навыков практической работы психолога в целом и организации психологического исследования; формирование умения анализировать возникшую проблему, ставить на её основе исследовательские задачи и подбирать адекватный инструментарий для их решения; формирование стремления к постоянному самосовершенствованию, расширению палитры своего методического инструментария.

Практическое занятие – это активная форма учебного процесса в вузе, направленная на умение студентов переработать учебный текст, обобщить материал, развить критичность мышления, отработать практические навыки. В рамках курса «Специальная психология» применяются следующие виды практических занятий: семинар-конференция (студенты выступают с докладами, которые тут же и обсуждаются), семинар-дискуссия (научная дискуссия, основанная на поиске материала), обсуждение отдельных вопросов на основе обобщения материала, развернутая беседа в виде плана (при освоении трудного материала), практическая отработка конкретных методов исследования, обсуждение результатов проведенных исследований, опытов, экспериментов, оформление текстового материала в виде эссе, таблиц и схем.

Практические занятия предназначены для усвоения материала через систему основных понятий психологической науки. Они включают обсуждение отдельных вопросов, разбор трудных понятий и их сравнение в разных научных школах, решение различных психологических задач. Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины во многом зависит от наличия у студента умения самоорганизовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий. Объём заданий рассчитан максимально на 1-2 часа в неделю. При этом алгоритм подготовки будет следующим:

1 этап – поиск в литературе теоретической информации на предложенные преподавателем вопросы;

2 этап – осмысление полученной информации, освоение терминов и понятий;

3 этап – составление плана ответа на каждый вопрос (конспект по теоретическим вопросам к семинарскому занятию, не менее трех источников по каждому вопросу в конспекте должна быть ссылка на источник).

Подготовка сообщений и докладов к семинарским занятиям

Доклад является формой работы, при которой студент самостоятельно готовит сообщение на заданную тему и далее на семинарском занятии выступает с этим сообщением. Обязательным требование является толерантное и корректное изложение материала.

Доклады:

1. Идеи Л.С. Выготского о первичности дефекта и вторичных отклонениях в развитии ребенка.2. Теория Л.С. Выготского о компенсации.3. История становления и развития отечественной специальной психологии.4. Проблемы социализации детей с нарушениями в развитии. 5. Причины нарушений психического развития.6. Диагностика психического развития детей в раннем онтогенезе.7. Закономерности психического развития в норме и патологии.8. Психологическая диагностика интеллектуальной недостаточности.9. Изобразительная деятельность детей с умственной отсталостью.10. Синдром Дауна: медицинские и психолого-педагогические аспекты.

11. Специфика работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК): цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения.

12. Значимость ранней диагностики психического состояния ребенка.

13. Основные направления коррекционно-развивающей работы в классах компенсирующего обучения.

14. Структура обучающего эксперимента и ее значение для решения вопросов дифференциальной диагностики.

15. Методы диагностики и коррекции межличностных отношений детей с ЗПР с различными представителями социума (семья, сверстники, педагоги).

16. Оптимальна ли система обучения детей с ЗПР в классах КРО? Есть ли ей альтернатива?

17. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности детей с особыми потребностями.

18. Раннее выявление и специальная помощь детям с ЗПР.

19. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы

20. Специфика органической деменции на разных возрастных этапах развития.

21. Сравнительный анализ развития сурдопсихологии в России и США – общее и особенное.

22. Особенности трудовой деятельности лиц с ограниченными возможностями слуха: академические успехи, профессиональное обучение, возможности и перспективы трудоустройства.

23. Зарубежный опыт интегрированного обучения детей и подростков с ограниченными возможностями.

24. Прогноз при разных видах аутизма.

25. Реферативное освещение сведений о поврежденном развитии (органической деменции).

26. Клинические проявления деменций вследствие травмы черепа и энцефалитов. Динамика проявлений деменций.

27. Деменции при эпилепсии. Особенности психической деятельности и личности, обучаемости, поведения, адаптации ребенка с деменцией.

28. Деменции при шизофрении. Особенности психической деятельности и личности, обучаемости и поведения детей.

Доклад является элементом промежуточной аттестации и оценивается. В течение семестра каждый студент должен сделать как минимум один доклад. Если студент за время теоретического обучения не делает доклад, ему необходимо принести письменный текст сообщения на экзамен. В таком случае в ходе экзамена ему могут быть заданы вопросы по теме доклада.

При подготовке к докладам необходимо:

- подготовить сообщение, включающее сравнение точек зрения различных авторов;

- сообщение должно содержать анализ точек зрения, изложение собственного мнения или опыта по данному вопросу, примеры;

- вопросы к аудитории, позволяющие оценить степень усвоения материала;

- выделение основных мыслей, так чтобы остальные студенты могли конспектировать сообщение в процессе изложения.

К практическим заданиям для самоподготовки относятся:

Целью практических заданий является демонстрация навыков анализа (самоанализа). Выполнение всех практических заданий необходимо для успешной сдачи экзамена. В случае невыполнения практических заданий, за время теоретического обучения, необходимо принести письменные отчеты на экзамен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: