Объявление указателей

ВНИМАНИЕ

Обратите внимание на разницу между операцией проверки на равенство (==) и операцией присваивания (=), результатом которой является значение, присвоенное левому операнду.

Поразрядные операции (&, |, ^) применяются только к целочисленным операндам и работают с их двоичными представлениями. При выполнении операций операнды сопоставляются побитово (первый бит первого операнда с первым битом второго, второй бит первого операнда со вторым битом второго, и т д.).

При поразрядной конъюнкции, или поразрядном И (операция обозначается &) бит результата равен 1 только тогда, когда соответствующие биты обоих операндов равны 1.

При поразрядной дизъюнкции, или поразрядном ИЛИ (операция обозначается |) бит результата равен 1 тогда, когда соответствующий бит хотя бы одного из операндов равен 1.

При поразрядном исключающем ИЛИ (операция обозначается ^) бит результата равен 1 только тогда, когда соответствующий бит только одного из операндов равен 1.

#include <iostream.h>

int main(){

cout <<"\n 6&5= "<<(6&5);

cout<<"\n 6|5= "<<(6|5);

cout<<"\n 6^5= "<<(6^5);

return 0;

}

Результат работы программы:

6 & 5 = 4

6 | 5 = 7

6 ^ 5 = 3

 

Логические операции (&& и ||). Операнды логических операции И (&&) и ИЛИ (||) могут иметь арифметический тип или быть указателями, при этом операнды в каждой операции могут быть различных типов. Преобразования типов не производятся, каждый операнд оценивается с точки зрения его эквивалентности нулю (операнд, равный пулю, рассматривается как false, не равный нулю — как true). Результатом логической операции является true или false. Результат операции логическое И имеет значение true только если оба операнда имеют значение true. Результат операции логическое ИЛИ имеет значение true, если хотя бы один из операндов имеет значение true. Логические операции выполняются слева направо. Если значения первого операнда достаточно, чтобы определить результат операции, второй операнд не вычисляется.

Операции присваивания (=, +=, -=, *= и т. д.). Операции присваивания могут использоваться в программе как законченные операторы. Формат операции простого присваивания (=):

операнд_1 = операнд_2

Первый операнд должен быть L-значением, второй — выражением. Сначала вычисляется выражение, стоящее в правой части операции, а потом его результат записывается в область памяти, указанную в левой части (мнемоническое правило: «присваивание — это передача данных "налево"»). То, что ранее хранилось в этой области памяти, естественно, теряется.

#include <iostream.h>

int main(){

int a=3, b=5, c=7;

a=b; b=a; c=c+1;

cout <<"a= "<<a;

cout<<"\t b= "<<b;

cout<<"\t c= "<<c;

return 0;

}

Результат работы программы:

a = 5d = 5c = 8

ВНИМАНИЕ

При присваивании производится преобразование типа выражения к типу L_-значения, что может привести к потере информации.

В сложных операциях присваивания (+=, *=, /= и т п.) при вычислении выражения, стоящего в правой части, используется и L-значение из левой части. Например, при сложении с присваиванием ко второму операнду прибавляется первый, и результат записывается в первый операнд, то есть выражение а += b является более компактной записью выражения а = а + b.

Условная операция (?:). Эта операция тернарная, то есть имеет три операнда. Ее формат:

операнд_1? операнд_2: операнд_3

Первый операнд может иметь арифметический тип или быть указателем. Он оценивается с точки зрения его эквивалентности нулю (операнд, равный нулю, рассматривается как false, не равный нулю — как true). Если результат вычисления операнда 1 равен true, то результатом условной операции будет значение второго операнда, иначе — третьего операнда. Вычисляется всегда либо второй операнд, либо третий. Их тип может различаться. Условная операция является сокращенной формой условного оператора if.

#include <stdio.h>

int main(){

int a=11, b=4, max;

max=(b>a)? b:a;

cout<<"Наибольшее число: %d"<< max;

return 0;

}

 

Результат работы программы:

Наибольшее число:11

 

Другой пример применения условной операции. Требуется, чтобы некоторая целая величина увеличивалась на 1, если ее значение не превышает n, а иначе принимала значение 1:

i=(i<n)? i+1:1;

5.3. Выражения

Как уже говорилось выше, выражения состоят из операндов, знаков операций и скобок и используются для вычисления некоторого значения определенного типа. Каждый операнд является, в свою очередь, выражением или одним из его частных случаев — константой или переменной.

Примеры выражений:

(a+0.12)/6

x&&y||!z

(t*sin(x)-1.05e4)/((2*k+2)*(2*k+3))

Операции выполняются в соответствии с приоритетами. Для изменения порядка выполнения операций используются круглые скобки. Если в одном выражении записано несколько операций одинакового приоритета, унарные операции, условная операция и операции присваивания выполняются справа налево, остальные — слева направо. Например, а = b = с означает а = (b = с),а а+b+с означает (а + b) + с. Порядок вычисления подвыражений внутри выражений не определен: например, нельзя считать, что в выражении (sin(х+2)+cos(у+1)) обращение к синусу будет выполнено раньше, чем к косинусу, и что х + 2 будет вычислено раньше, чем y + 1.

Результат вычисления выражения характеризуется значением и типом. Например, если а и b — переменные целого типа и описаны так:

int a=2, b=5;

то выражение a+b имеет значение 7 и тип int, а выражение a=b имеет значение, равное помещенному в переменную a (в данному случае 5) и тип, совпадающий с типом этой переменной. Таким образом, в С++ допустимы выражения вида а - b - с: сначала вычисляется выражение b = с, а затем его результат становится правым операндом для операции присваивания переменной а.

В выражение могут входить операнды различных типов. Если операнды имеют одинаковый тип, то результат операции будет иметь тот же тип. Если операнды равного типа, перед вычислениями выполняются преобразования типов по определенным правилам, обеспечивающим преобразование более коротких типов в более длинные для сохранения значимости и точности.

Преобразования бывают двух типов:

- изменяющие внутреннее представление величин (с потерей точности или без потери точности);

- изменяющие только интерпретацию внутреннего представления.

К первому типу относится, например, преобразование целого числа в вещественное (без потери точности) и наоборот (возможно, с потерей точности), ко второму - преобразование знакового целого в беззнаковое.

В любом случае величины типов char, signed char, unsigned char, short int и unsigned short int преобразуются в тип int, если он может представить все значения, или в unsigned int в противном случае.

После этого операнды преобразуются к типу наиболее длинного из них, и он используется как тип результата.

6. Базовые конструкции структурного программирования

В теории программирования доказано, что программу для решения задачи любой сложности можно составить только из трех структур, называемых следованием, ветвлением и циклом. Этот результат установлен Боймом и Якопини еще в 1966 году путем доказательства того, что любую программу можно преобразовать в эквивалентную, состоящую только из этих структур и их комбинаций. Следование, ветвление и цикл называют базовыми конструкциями структурного программирования. Следованием называется конструкция, представляющая собой последовательное выполнение двух или более операторов (простых или составных). Ветвление задает выполнение либо одного, либо другого оператора в зависимости от выполнения какого-либо условия. Цикл задает многократное выполнение оператора (рис. 1.3). Особенностью базовых конструкций является то, что любая из них имеет только один вход и один выход, поэтому конструкции могут вкладываться друг в друга произвольным образом, например, цикл может содержать следование из двух ветвлений, каждое из которых включает вложенные циклы.

Целью использования базовых конструкций является получение программы простой структуры. Такую программу легко читать (а программы чаще приходится читать, чем писать.), отлаживать, и при необходимости вносить и нее изменения. Структурное программирование часто называли «программированием без goto», и в этом есть большая доля правды: частое использование операторов передачи управления в произвольные точки программы затрудняет прослеживание логики ее работы. С другой стороны, никакие принципы нельзя возводить в абсолют, и есть ситуации, в которых использование goto оправдано и приводит, напротив, к упрощению структуры программы. О них говорится в разделе “Оператор goto”.

В большинстве языков высокого уровня существует несколько реализаций базовых конструкций; в С++ есть три вида циклов и два вида ветвлений (на два и на произвольное количество направлений). Они введены для удобства программирования, и в каждом случае надо выбирать наиболее подходящие средства. Главное, о чем нужно помнить даже при написании самых простых программ, — что они должны состоять из четкой последовательности блоков строго определенной конфигурации. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» — практика давно показала, что программы в стиле «поток сознания» нежизнеспособны, не говоря о том, что они просто некрасивы.

Рассмотрим операторы языка, реализующие базовые конструкции структурного программирования.

 

 

Рисунок 3 - Базовые конструкции структурного программирования

6.1. Оператор «выражение»

Любое выражение, завершающееся точкой с запятой, рассматривается как оператор, выполнение которого заключается в вычислении выражения. Частным случаем выражения является пустой оператор; (он используется, когда по синтаксису оператор требуется, а по смыслу — нет). Примеры:

i++; // выполняется операция инкремента

a* = b + c; // выполняется умножение с присваиванием

fun(I,k); // выполняется вызов функции

6.2. Операторы ветвления

6.2.1. Условный оператор if

Условный оператор if используется для разветвления процесса вычислений на два направления. Формат оператора:

if (выражение) оператор_1; [else оператор_2;]

Сначала вычисляется выражение, которое может иметь арифметический тип или тип указателя. Если оно не равно нулю (имеет значение true), выполняется первый оператор, иначе — второй. После этого управление передается на оператор, следующий за условным.

Одна из ветвей может отсутствовать, логичнее опускать вторую ветвь вместе с ключевым словом else. Если в какой-либо ветви требуется выполнить несколько операторов, их необходимо заключить в блок, иначе компилятор не сможет понять, где заканчивается ветвление. Блок может содержать любые операторы, в том числе описания и другие условные операторы (но не может состоять из одних описании). Необходимо учитывать, что переменная, описанная в блоке, вне блока не существует.

 

Примеры:

If (a<0) b=1 //1

If (a<b && (a>b || a= =0)) b++; else {b *=a; a=0;} //2

If (a<b {if (a<c) m=a; else m=c;} else {if (b>c) m=b; else m=c;} //3

If (a++) b++; //4

If (b>a) max=b; else max=a; //5

 

 

Рисунок 4 - Структурная схема условного оператора

В примере 1 отсутствует ветвь else. Подобная конструкция называется «пропуск оператора», поскольку присваивание либо выполняется, либо пропускается в зависимости от выполнения условия.

Если требуется проверить несколько условий, их объединяют знаками логических операций. Например, выражение в примере 2 будет истинно в том случае, если выполнится одновременно условие а<b и одно из условий в скобках. Если опустить внутренние скобки, будет выполнено сначала логическое И, а потом — ИЛИ.

Оператор в примере 3 вычисляет наименьшее значение из трех переменных. Фигурные скобки в данном случае не обязательны, так как компилятор относит часть else к ближайшему if.

Пример 4 напоминает о том, что хотя в качестве выражений в операторе if чаще всего используются операции отношения, это не обязательно. Конструкции, подобные оператору в примере 5, проще и нагляднее записывать в виде условной операции (в данном случае: max =(b>a)?b:a;).

ВНИМАНИЕ

Распространенная ошибка при записи условных операторов — использование в выражениях вместо проверки на равенство (==) простого присваивания (=), например, if(a=1)b=0;.Синтаксической ошибки нет, так как операция присваивания формирует результат, который и оценивается на равенство/неравенство нулю. В данном примере присваивание переменной b будет выполнено независимо от значения переменной а. Поэтому в выражениях проверки переменной на равенство константе константу рекомендуется записывать слева от операции сравнения: if (1==а)b=0;.

Вторая ошибка — неверная запись проверки на принадлежность диапазону. Например, чтобы проверить условие 0<х<1, нельзя записать его в условном операторе непосредственно, так как будет выполнено сначала сравнение 0<х, а его результат (true или false, преобразованное int.) будет сравниваться с 1. Правильный способ записи: if(0<х && х<1)...

Если какая-либо переменная используется только внутри условного оператора, рекомендуется объявить ее внутри скобок, например:

if (int i =fun(t)) a-=i; else a+=1;

Объявление переменной в тот момент, когда она требуется, то есть когда ей необходимо присвоить значение, является признаком хорошего стиля и позволяет избежать случайного использования переменной до ее инициализации. Объявлять внутри оператора if можно только одну переменную. Область ее видимости начинается в точке объявления и включает обе ветви оператора.

 

6.2.2. Оператор switch

Оператор switch (переключатель) предназначен для разветвления процесса вычислений на несколько направлений. Структурная схема оператора приведена на рисунок 5.

Формат оператора:

switch (выражение){

case константное_выражение_1:[список__операторов_1]

case константное_выражение_2: [список_операторов_2]

case константное_выражение_n: [список_операторов_n]

[ default: операторы ]

}

Рисунок 5 - Структурная схема оператора switch

 

Выполнение оператора начинается с вычисления выражения (оно должно быть целочисленным), а затем управление передается первому оператору из списка, помеченного константным выражением, значение которого совпало с вычисленным. После этого, если выход из переключателя явно не указан, последовательно выполняются все остальные ветви.

Выход из переключателя обычно выполняется с помощью операторов break или return. Оператор break выполняет выход из самого внутреннего из объемлющих его операторов switch, for, while и do. Оператор return выполняет выход из функции, в теле которой он записан.

Все константные выражения должны иметь разные значения, но быть одного и того же целочисленного типа. Несколько меток могут следовать подряд. Если совпадения не произошло, выполняются операторы, расположенные после слова default (а при его отсутствии управление передается следующему за switch оператору).

Пример (программа реализует простейший калькулятор на 4 действия):

#include <iostream.h>

int main(){

int a, b, res;

char op;

cout <<”\nВведите 1й операнд:”; cin >>a;

cout <<”\nВведите знак операции:”; cin >>op;

cout <<”\nВведите 2й операнд:”; cin >>b;

bool f = true;

switch (op){

case ‘+’: res = a+b; break;

case ‘-’: res = a-b; break;

case ‘*’: res = a*b; break;

case ‘/’: res = a/b; break;

default: cout<<”\nНеизвестная операция”; f=false;

}

If (f) cout <<”\nРезультат:”<<res;

return 0;

}

ПРИМЕЧАНИЕ

В случае синтаксической ошибки в слове default сообщение об ошибке не выдается, поскольку компилятор воспримет это слово как допустимую метку оператора.

6.3. Операторы цикла

Операторы цикла используются для организации многократно повторяющихся вычислений. Любой цикл состоит из тела цикла, то есть тех операторов, которые выполняются несколько раз, начальных установок, модификации параметра цикла и проверки условия продолжения выполнения цикла (рисунок 6). Один проход цикла называется итерацией. Проверка условия выполняется на каждой итерации либо до тела цикла (тогда говорят о цикле с предусловием), либо после тела цикла (цикл с постусловием). Разница между ними состоит в том, что тело цикла с постусловием всегда выполняется хотя бы один раз, после чего проверяется, надо ли его выполнять еще раз. Проверка необходимости выполнения цикла с предусловием делается до тела цикла, поэтому возможно, что он не выполнится ни разу.

Переменные, изменяющиеся в теле цикла и используемые при проверке условия продолжения, называются параметрами цикла. Целочисленные параметры цикла, изменяющиеся с постоянным шагом на каждой итерации, называются счетчиками цикла.

Рисунок 6 - Структурные схемы операторов цикла: а — цикл с предусловием; б — цикл с постусловием

Начальные установки могут явно не присутствовать в программе, их смысл состоит в том, чтобы до входа в цикл задать значения переменным, которые в нем используются.

Цикл завершается, если условие его продолжения не выполняется. Возможно принудительное завершение как текущей итерации, так и цикла в целом. Для этого служат операторы break, continue, return и goto (см. раздел «Операторы передачи управления»). Передавать управление извне внутрь цикла не рекомендуется.

Для удобства, а не по необходимости, в С++ есть три разных оператора цикла – while, do while и for.

6.3.1. Цикл с предусловием (while)

Цикл с предусловием реализует структурную схему, приведенную на рисунок 6, а, и имеет вид:

while (выражение) оператор

Выражение определяет условие повторения тела цикла, представленного простым или составным оператором. Выполнение оператора начинается с вычисления выражения. Если оно истинно (не равно false), выполняется оператор цикла. Если при первой проверке выражение равно true, цикл не выполнится ни разу. Тип выражения должен быть арифметическим или приводимым к нему. Выражение вычисляется перед каждой итерацией цикла.

Пример (программа находит все делители целого положительного числа):

#include <iostream.h>

int main(){

int num;

cout << “\nВведите число:”; cin>>num;

int half = num/2; //половина числа

int div =2; //кандидат на делитель

while (div <= half){

if (!(num % div)) cout << div << “\n”;

div++;

}

return 0;

}

Распространенный прием программирования— организация бесконечного цикла с заголовком while (true) либо while (1) и принудительным выходом из тела цикла по выполнению какого-либо условия.

И круглых скобках после ключевого слова while можно вводить описание переменной. Областью ее действия является цикл:

while (int x=0){... /* область действия x */ }

 

6.3.2. Цикл с постусловием (do while)

Цикл с постусловием реализует структурную схему, приведенную на рисунок 6, б, и имеет вид:

do оператор while выражение;

Сначала выполняется простой или составной оператор, составляющий тело цикла, а затем вычисляется выражение. Если оно истинно (не равно false), тело цикла выполняется еще раз. Цикл завершается, когда выражение станет равным false или в теле цикла будет выполнен какой-либо оператор передачи управления. Тип выражения должен быть арифметическим или приводимым к нему.

Пример. Программа вычисляет квадратный корень вещественного аргумента X с заданной точностью Eps по итерационной формуле:

Yn = ½*(Yn-1 + X/Yn-1),

где Yn-1 — предыдущее приближение к корню (в начале вычислений выбирается произвольно), Yn — последующее приближение. Процесс вычислений прекращается, когда приближения станут отличаться друг от друга по абсолютной величине менее, чем на величину заданной точности. Для вычисления абсолютной величины используется стандартная функция fabs(), объявление которой находится в заголовочном файле <math.h>.

#include <stdio.h>

#include <math.h>

int main(){

double X, Eps; //аргумент и точность

double Yp, Y=1; //предыдущее и последующее приближение

printf(“Введите аргумент и точность:”);

scanf(“%lf%lf”, &X, &Eps);

do{

Yp =Y;

Y= (Yp + X/Yp)/2;

}while (fabs(Y - Yp) >= Eps);

printf(“\nКорень из %lf равен %lf”, X, Y);

return 0;

}

6.3.3. Цикл с параметром (for)

Цикл с параметром имеет следующий формат:

for (инициализация; выражение; модификации) оператор;

Инициализация используется для объявления и присвоения начальных значений величинам, используемым в цикле. В этой части можно записать несколько операторов, разделенных запятой (операцией «последовательное выполнение»), например, так:

for (int i=0, j=2; …

int k,m;

for (k=1, m=0;…

Областью действия переменных, объявленных в части инициализации цикла, является цикл. Инициализация выполняется один раз в начале исполнения цикла.

Выражение определяет условие выполнения цикла: если его результат, приведенный к типу bool, равен true, цикл выполняется. Цикл с параметром реализован как цикл с предусловием.

Модификации выполняются после каждой итерации цикла и служат обычно для изменения параметров цикла. В части модификаций можно записать несколько операторов через запятую. Простой или составной оператор представляет собой тело цикла. Любая из частей оператора for может быть опущена (но точки с запятой надо оставить на своих местах!).

Пример (оператор, вычисляющий сумму чисел от 1 до 100):

for (int i=1, s=0; i<=100; i++) s +=i;

Пример (программа находит все делители целого положительного числа):

#include <iostream.h>

int main(){

int num, half, div;

cout << “\nВведите число: ”; cin>>num;

for (half = num /2, div = 2; div<= half; div++)

if (!(num % div))cout << div<< “\n”;

return 0;

}

Последний пример выполняет те же действия, что и примеры для цикла с предусловием, но записаны более компактно и наглядно: все действия, связанные с управлением циклом, локализованы в его заголовке.

Любой цикл while может быть приведен к эквивалентному ему циклу for и наоборот по следующей схеме:

for (b1; b2; b3) оператор b1;

while (b2){

оператор; b3;}

Часто встречающиеся ошибки при программировании циклов — использование в теле цикла неинициализированных переменных и неверная запись условия выхода из цикла.

Чтобы избежать ошибок, рекомендуется:

- проверить, всем ли переменным, встречающимся в правой части операторов присваивания в теле цикла, присвоены до этого начальные значения (а также возможно ли выполнение других операторов);

- проверить, изменяется ли в цикле хотя бы одна переменная, входящая в условие выхода из цикла;

- предусмотреть аварийный выход из цикла по достижению некоторого количества итераций (см. пример в следующем разделе);

- и, конечно, не забывать о том, что если в теле цикла требуется выполнить более одного оператора, нужно заключать их в фигурные скобки.

Операторы цикла взаимозаменяемы, но можно привести некоторые рекомендации по выбору наилучшего в каждом конкретном случае.

Оператор do while обычно используют, когда цикл требуется обязательно выполнить хотя бы раз (например, если в цикле производится ввод данных).

Оператором while удобнее пользоваться в случаях, когда число итераций заранее не известно, очевидных параметров цикла нет или модификацию параметров удобнее записывать не в конце тела цикла.

Оператор for предпочтительнее в большинстве остальных случаев (однозначно — для организации циклов со счетчиками).

6.4. Операторы передачи управления

В С++ есть четыре оператора, изменяющих естественный порядок выполнения вычислений:

□ оператор безусловного перехода goto;

□ оператор выхода из цикла break;

□ оператор перехода к следующей итерации цикла continue;

□ оператор возврата из функции return.

6.4.1. Оператор goto

Оператор безусловного перехода goto имеет формат:

goto метка;

В теле той же функции должна присутствовать ровно одна конструкция вида:

метка: оператор;

Оператор goto передает управление на помеченный оператор. Метка — это обычный идентификатор, областью видимости которого является функция, в теле которой он задан.

Использование оператора безусловного перехода оправдано в двух случаях:

• принудительный выход вниз по тексту программы из нескольких вложенных циклов или переключателей;

• переход из нескольких мест функции в одно (например, если перед выходом из функции всегда необходимо выполнять какие-либо действия).

В остальных случаях для записи любого алгоритма существуют более подходящие средства, а использование goto приводит только к усложнению структуры программы и затруднению отладки. Даже в приведенных случаях допустимо применять goto только в случае, если в этих фрагментах кода не создаются локальные объекты. Применение goto нарушает принципы структурного и модульного программирования, по которым все блоки, из которых состоит программа, должны иметь только один вход и один выход.

В любом случае не следует передавать управление внутрь операторов if, switch и циклов. Нельзя переходить внутрь блоков, содержащих инициализацию переменных, на операторы, расположенные после нее, поскольку в этом случае инициализация не будет выполнена:

int k; …

goto metka; …

{int a=3, b=4;

k = a+b;

metka: int m=k+1; …

}

После выполнения этого фрагмента программы значение переменной m не определено.

6.4.2. Оператор break

Оператор break используется внутри операторов цикла или switch для обеспечения перехода в точку программы, находящуюся непосредственно за оператором, внутри которого находится break.

6.4.3. Оператор continue

Оператор перехода к следующей итерации цикла continue пропускает все операторы, оставшиеся до конца тела цикла, и передает управление на начало следующей итерации.

6.4.4. Оператор return

Оператор возврата из функции return завершает выполнение функции и передает управление в точку ее вызова. Вид оператора:

return [выражение];

Выражение должно иметь скалярный тип. Если тип возвращаемого функцией значения описан как void, выражение должно отсутствовать.

Указатели

Объявление указателей

Когда компилятор обрабатывает оператор определения переменной, например, int i=10, он выделяет память в соответствии с типом (int) и инициализирует ее указанным значением (10). Все обращения в программе к переменной по ее имени (i) заменяются компилятором на адрес области памяти, в которой хранится значение переменной. Программист может определить собственные переменные для хранения адресов областей памяти. Такие переменные называются указателями.

Итак, указатели предназначены для хранения адресов областей памяти. В С++ различают три вида указателей — указатели на объект, на функцию и на void, отличающиеся свойствами и набором допустимых операций. Указатель не является самостоятельным типом, он всегда связан с каким-либо другим конкретным типом.

Указатель на функцию содержит адрес в сегменте кода, по которому располагается исполняемый код функции, то есть адрес, по которому передается управление при вызове функции. Указатели на функции используются для косвенного вызова функции (не через ее имя, а через обращение к переменной, хранящей ее адрес), а также для передачи имени функции в другую функцию в качестве параметра. Указатель функции имеет тип «указатель функции, возвращающей значение заданного типа и имеющей аргументы заданного типа»:

тип (*имя) (список_типов_аргументов);

Например объявление:

int (*fun) (double, double);

задает указатель с именем fun на функцию, возвращающую значение типа int и имеющую два аргумента типа double.

Указатель на объект содержит адрес области памяти, в которой хранятся данные определенного типа (основного или составного). Простейшее объявление указателя на объект (в дальнейшем называемого просто указателем) имеет вид:

тип *имя;

где тип может быть любым, кроме ссылки и битового поля, причем тип может быть к этому моменту только объявлен, но еще не определен (следовательно, в структуре, например, может присутствовать указатель на структуру того же типа).

Звездочка относится непосредственно к имени, поэтому для того, чтобы объявить несколько указателей, требуется ставить ее перед именем каждого из них. Например, в операторе

int *a, b, *c;

описываются два указателя на целое с именами a и c, а также целая переменная b.

Размер указателя зависит от модели памяти. Можно определить указатель на указатель и т. д.

Указатель на void применяется в тех случаях, когда конкретный тип объекта, адрес которого требуется хранить, не определен (например, если в одной и той же переменной в разные моменты времени требуется хранить адреса объектов различных типов).

Указателю на void можно присвоить значение указателя любого типа, а также сравнивать его с любыми указателями, но перед выполнением каких-либо действий с областью памяти, на которую он ссылается, требуется преобразовать его к конкретному типу явным образом.

Указатель может быть константой или переменной, а также указывать на константу или переменную. Рассмотрим примеры:

int i; // целая переменная

const int ci= 1; // целая константа

int * pi; // указатель на целую переменную

const int * pci; // указатель на целую константу

int * const cp =&i; // указатель-константа на целую переменную

const int * const cpc =&ci; // указатель-константа на целую константу

 

Как видно из примеров, модификатор const, находящийся между именем указателя и звездочкой, относится к самому указателю и запрещает его изменение, а const слева от звездочки задает постоянство значения, на которое он указывает. Для инициализации указателей использована операция получения адреса &.

Величины типа указатель подчиняются общим правилам определения области действия, видимости и времени жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: