Глава I. Положение США до правления Джорджа Буша младшего

Вектор отношений между США и ЕС во время правления Джорджа Буша младшего

 

студента 2 курса направления зарубежное

регионоведение исторического факультета

Васильева Андрея Николаевича

 

 

Научный руководитель: доцент, к.и.н.

Михеев Дмитрий Владимирович

 

Псков

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I. Положение США до правления Джорджа Буша младшего ………...16

§ 1.История США (1980-2000)………………………….………………...........16

§ 2. Джордж Буш младший……………………………………………………..15

Глава II. Отношения между США и Европой во время правления Джорджа Буша младшего……………………………………………….………………….20

§ 1. Внешняя политика США во время правления Джорджа Буша ………....20

§ 2. США и Европа……………………………………………………………....27

Заключение……………………………………………………………………….31

Список источников и литературы……………………………………..……….32

Список приложений……………………………………………………………..36

Приложение 1……………………………………………………………………35

Приложение 2…………………………………………………………………….36

Приложение 3…………………………………………………………………….37

Приложение 4…………………………………………………………………….38

Приложение 5…………………………………………………………………….39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

После распада СССР и краха социалистической системы в 1991 г. США стала единственной сверхдержавой в мире.

Исходя из официальных внешнеполитических установок США, изложенных в выступлениях их лидеров, программных документах в сфере внешней и военной политики (прежде всего периодических докладах Белого дома о стратегии национальной безопасности), можно следующим образом представить национальные интересы США и пути их обеспечения.

Основные цели "большой стратегии" США - укрепление безопасности и обеспечение экономического процветания страны, а также продвижение демократии в мире. Последнее считается соответствующим не только принципам, но и интересам США, поскольку (как отмечается в последнем издании "Стратегии национальной безопасности в новом столетии") "демократические режимы более склонны сотрудничать друг с другом для отражения общих угроз, они поощряют свободную торговлю и устойчивое экономическое развитие.

Такие режимы реже развязывают войны и нарушают права своих граждан.

Поэтому всемирная тенденция продвижения к рынку продвигает и американские интересы". Этим во многом обосновывается и необходимость руководства миром со стороны США - не только как единственной страны, обладающей необходимыми "волей и возможностями", но и как страны, идеалы и интересы которой в наибольшей степени соответствуют "универсальным ценностям демократии и свободы". Доктрина национальной безопасности США различает три уровня национальных интересов страны.

Жизненные национальные интересы (обеспечение выживания, безопасности и жизнедеятельности США; сюда входит безопасность территории США и их союзников, безопасность американских граждан, экономическое благосостояние страны и защита ее важнейших инфраструктур); для защиты этих интересов допускается использование военной силы, в том числе в одностороннем порядке.

Важные национальные интересы (затрагивают экономическое благополучие США и требуют соразмерных американских акций, например по поддержанию мира в Боснии

Поэтому важнейшей задачей военно-политической стратегии, как отмечал У. Перри (министр обороны США в 1994 - 1997 гг.), является "превентивная оборона", нацеленная, по сути, на участие в формировании военного потенциала этих стран путем расширения взаимодействия и оказания влияния на их военные доктрины и характер военного строительства.

 

В то же время подчеркивается. что США должны сохранять военно-стратегический потенциал, необходимый на случай провала "превентивной обороны" и возрождения большой военной угрозы.

 

Что касается угроз регионального уровня, то основным средством их сдерживания является поддержание военного потенциала, достаточного для успешного ведения двух "крупных региональных войн" (вместо "двух с половиной войн" периода разгара холодной войны), наиболее вероятными из которых считаются войны в районах Персидского залива и Корейского полуострова. В целом, как подчеркивается в "Стратегии национальной безопасности", "Соединенные Штаты не позволят какой-либо враждебной силе доминировать в любом регионе, критически важном для наших интересов". К таким регионам в добавление к традиционным для послевоенной стратегии США Западному полушарию, Западной Европе, Восточной Азии и Персидскому заливу все чаще причисляются Центральная и Восточная Европа, Балканы, а также бассейн Каспийского моря (включая Центральную Азию и Кавказ) с его огромными сырьевыми ресурсами.

 

Согласно доктрине национальной безопасности США противодействие транснациональным угрозам предусматривает укрепление режимов нераспространения и контроля за ракетной технологией, односторонние и коллективные действия по борьбе с международным терроризмом и преступностью, защите окружающей среды и т.д. Характерно, что все больше внимания уделяется формированию безопасной для США внешней среды.

 

Этим самым подчеркивается первостепенная роль США в создании новой системы международной безопасности.

 

При этом США, говорится в "Стратегии национальной безопасности", "должны быть способны к ответу на весь спектр возможных угроз и кризисов Наш ответ может быть дипломатическим, экономическим, правовым, военным или, скорее, их сочетанием.

 

Мы должны использовать наиболее адекватный набор средств, действуя в союзе или партнерстве, когда наши интересы разделяются другими, или же односторонним образом, когда того требуют национальные интересы". Нетрудно заметить, что даже на декларативном уровне. "большая стратегия" США имеет ярко выраженный глобальный характер, а в концептуальном плане сочетает в себе элементы " гегемонизма", "согласованной безопасности" и "избирательного вовлечения". Более надежный критерий оценки - сама внешнеполитическая практика США 90-х годов.

 

Несмотря на радикальные изменения международной обстановки, США сохранили глобальную систему своих военно-политических союзов и обязательств, созданную в годы холодной войны.

 

Более того. важнейший из этих союзов - НАТО - был не только расширен, но и перенацелен с "защиты территории" на гораздо более широкую функцию - обеспечение стабильности всего "трансатлантического региона" путем, в том числе, действий за пределами территории стран - членов альянса.

 

В итоге США распространили сферу своих военно-политических обязательств на страны ЦВЕ, а с лета 1999 г фактически и на все Балканы. Эта ключевая внешнеполитическая акция США соответствовала линии сторонников "расширения демократии", а также геополитическим установкам заполнения "стратегического вакуума" в центре Европы и сдерживания потенциальных "экспансионистских устремлений" России.

 

Как подтвердили и военная операция НАТО в Косово в 1999 г и новая стратегическая концепция альянса, США, продолжая ссылаться на возможную роль ОБСЕ, тем не менее последовательно проводят линию на обеспечение центральной роли НАТО в решении европейских дел. Мало изменилось и лидерство США внутри самой НАТО. Хотя администрация Клинтона заняла более гибкую позицию по сравнению с предшествующими в отношении признания "европейской идентичности" в сфере внешней политики и безопасности, проведенные в 90-х годах реформы военного планирования в НАТО сохранили руководящую роль США в альянсе и поставили внешне реанимированный ЗЕС в полную зависимость от натовской военной инфраструктуры.

 

Через инициированные Соединенными Штатами программу "Партнерство во имя мира" и двусторонние соглашения о партнерстве (прежде всего с Россией и Украиной) НАТО стала важным каналом сотрудничества с постсоветскими государствами, их постепенного втягивания в систему безопасности, существующую под ее эгидой.

 

В итоге Соединенным Штатам удалось благодаря существенной адаптации усилить роль НАТО (а значит, и свою собственную) в решении вопросов европейской безопасности. Меньше изменений претерпело военное присутствие США в других стратегически важных регионах - Восточной Азии (Япония. Южная Корея) и в Персидском заливе. В целом после некоторого сокращения количества военных баз и вооруженных сил зарубежом США сохранили систему передового базирования и значительные воинские контингенты на уровне который планируется поддерживать в обозримом будущем (расходы на эти цели составляют около 100 млрд. долл. в год). США также ежегодно расходуют около 15 млрд. долл. на программы иностранной помощи.

 

При некотором сокращении ассигнований на эти цели по сравнению с периодом холодной войны объем помощи ключевым стратегическим союзникам США- Израилю, Египту, Турции остался практически без изменений.

 

В 90-х годах США взяли курс на поддержание подавляющего военно-силового превосходства над остальными странами. После заметного сокращения военных расходов в середине десятилетия к его исходу они вернулись на уровень конца холодной войны, превышая суммарные военные расходы остальных великих держав. Некоторое сокращение численности вооруженных сил (до 1,5 млн. человек) сопровождается повышением их качественных характеристик - уровня образования и подготовки, технической оснащенности и боеготовности.

 

Наращивая потенциал ведения обычных войн, США сохраняют и совершенствуют основу своего ядерного потенциала", крайне осторожно продвигаясь по пути дальнейших сокращений ядерного оружия и пересмотра стратегии его применения, продолжают активно разрабатывать новые системы противоракетной обороны. Все это вместе взятое позволило Соединенным Штатам к концу 90-х годов увеличить до рекордного в истории уровня военно-технологический отрыв от своих потенциальных конкурентов, особенно в глобальном проецировании военной мощи и новейших методах ведения наземных боевых действий.

 

Военно-политическое руководство США преисполнено решимости сохранять этот разрыв и в будущем. Так, констатируя "уникальность" современного положения Америки в мире - сочетание военного превосходства с отсутствием прямых угроз ее существованию, У. Перри и его соавторы отмечают в книге "Превентивная оборона", что главная цель национальной стратегии США - "увековечение обоих этих условий". Уровень военно-политической активности США остается очень высоким, причем к концу десятилетия здесь наметились две характерные взаимосвязанные тенденции. Первая - постепенный перенос центра тяжести с многосторонних коллективных действий в рамках ООН на односторонние действия силами проамериканских военно-политических союзов, прежде всего НАТО. Поначалу США выдвинули концепцию "наступательной многосторонней дипломатии" в урегулировании международных конфликтов, призванной заменить соперничество двух сверхдержав времен холодной войны в этом вопросе коллективными усилиями всего международного сообщества под эгидой ООН. В мае 1993 г. президент Клинтон подписал директиву № 13, предусматривавшую содействие усилению миротворческого потенциала ООН и готовность США на регулярной основе предоставлять свой миротворческий контингент под оперативное командование ООН. США приняли активное участие в осуществлявшихся под эгидой ООН миротворческих операциях в Сомали, Гаити и Боснии.

 

Однако провал сомалийской операции, растущие разногласия между США, ооновским командованием и членами Совета Безопасности в боснийском урегулировании привели к быстрому переходу США от принципов "наступательной многосторонней дипломатии" к растущей опоре на НАТО и собственные силы под своим командованием.

 

К лету 1994г. упомянутая директива была заменена директивой -№ 25, которая дезавуировала идею укрепления военного потенциала ООН и поставила жесткие условия участия в миротворческих операциях под ее руководством, включая оперативное подчинение американских сил командованию или "такой компетентной региональной организации, как НАТО". Неудивительно, что дальнейшее урегулирование боснийской проблемы происходило под фактическим военным контролем НАТО и лишь формально под эгидой ООН. Дрейф США в сторону односторонних (или в рамках НАТО) действий сопровождался ростом удельного веса силовых принудительных мер в арсенале внешнеполитических инструментов. "В последние годы подытоживает один из ведущих американских теоретиков внешней политики С. Хантингтон США пытались в одностороннем порядке добиваться следующих целей: заставлять другие страны принять американские нормы и практику в области прав человека; не дать другим странам обрести военный потенциал, ущемляющий американское превосходство в обычных вооружениях; применять американское законодательство на экстерриториальной основе против других стран; ранжировать страны по степени их приверженности американским стандартам в отношении прав человека, наркотиков, терроризма, распространения ядерного оружия и ракетных технологий, а также религиозных свобод; принять санкции против стран, не соблюдающих эти стандарты вмешиваться в локальные конфликты, не затрагивающие напрямую интересы США; вынуждать другие страны принимать социальные и экономические меры в интересах американской экономики; продвигать экспорт американских вооружений, одновременно препятствуя аналогичным усилиям других стран; устранить Генерального секретаря ООН и продиктовать кандидатуру его преемника; расширить НАТО за счет включения в нее Польши, Венгрии и Чехии; предпринять военные действия против Ирака и поддерживать жесткие экономические санкции против его режима; объявить ряд стран "преступными государствами" и исключить их из международных организаций за отказ подчиниться американским желаниям"

 

Основные даты изучаемого периода:

1992, февраль Провозглашение президентом Дж. Бушем окончания «холодной войны»

1994, февраль Снятие американского эмбарго на торговлю с Вьетнамом

1995, май Встреча Дж. Буша и Б. Н. Ельцина в Москве.Нормализация отношений между США и Вьетнамом

1998, январь Начало и завершение дела об импичменте Б. Клинтона

1999, март-июль Использование НАТО военной силы в Югославиипри активном участии США

2000, сентябрь Встреча Б. Клинтона и В. В. Путина в Нью-Йорке («Саммит тысячелетия»)

2001, 11 сентября. Террористические акты арабских пилотов-камикадзе в Вашингтоне и Нью-Йорке

2001, октябрь Военная операция США против Талибана (Афганистан)

2002, май Подписание в Москве Дж. Бушем-младшим и В. В. Путиным Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов

2002, сентябрь Опубликование в США документа «Стратегия СШАв области национальной безопасности» («доктрина Буша»)

2002, октябрь Предоставление Конгрессом США президенту Дж. Бушу права начать военные действия против Ирака

2003, март-апрель Свержение режима С. Хусейна

2005, сентябрь — ураган «Катрина» привёл к прорыву дамб, затоплению города Новый Орлеан и последовавших за этим массовым беспорядкам и мародёрству.

2006 — Демократы снова приходят к власти в обоих палатах Конгресса.

2007 — Демократ Нэнси Пелоси стала первой женщиной спикером Палаты представителей США

2008 — Супер торнадо убило более 60 человек и привела к более чем миллиардному ущербу в штатах Арканзас, Кентукки, Теннесси и Алабама

 

Исследование проблемы «Вектор отношений между США и ЕС во время правления Джорджа Буша младшего.» представляется нам актуальной, что обусловлено рядом причин, имеющих непосредственное значение для развития современной исторической науки.

Во-первых, на сегодняшний день не существует однозначной оценки содержания и результатов внешней политики США 2000-2008 г., которая могла бы быть поддержана большинством историков. На этой почве в современном обществе происходит всплеск интереса к данному вопросу Новейшей истории.

Во-вторых, сложность изучения источников во многом определила недостаточную точность, полноту и достоверность изложения результатов внешнеполитических процессов, происходивших в период с 2000-2008 г., вследствие чего мы можем наблюдать отсутствие объективности при научной разработке проблемы советскими и современными историками.

В-третьих, актуальность темы данного исследования подкреплена сложными отношениями США и России.

Степень научной разработки проблемы представлена в соответствии с проблемно-хронологическим принципом историографического обзора. В первую очередь в этом разделе введения будут фрагментарно изложены точки зрения современных учёных различного толка, посвященных сущности законодательных актов, прямо или косвенно связанных с темой исследования, их реализации, результатам, итогам, значениям по мере появления научных концепций.

Далее подробно представлен историографический материал, посвященный рассмотрению тех же аспектов исследования, за период с 2000 по 2008 включительно.

Не исключено рассмотрение разработок зарубежных историков, в частности американских и европейских исследователей Новейшей истории, с целью получения наиболее полной картины внешнеполитической ситуации в США в началеXXI века.

Также сделан общий вывод, содержащий оценочное суждение об изученности статистических результатов и их оценке в изучаемых нами сферах внешней политики.

Характеристика источниковой базы исследования включает характеристику всех видов источников, объединённых в группы.

Наиболее полное и глубокое познание объективных внешнеполитических закономерностей мы можем узнать из книг.

Очень информативной в этом плане является книга Джоджа Буша мл. «Ключевые решения».Эта книга основана на обширном материале и представляет читателю объективную картину истории США в начале 21 века. Особое внимание уделено важнейшим фактам его правления и политическим процессам развивавшихся в 2000 х. Такжерассматриваются взаимосвязи США и Европы.

В предлагаемой книгеЭдуарда Иваняна «История CША: XX век», основанной на многочисленных источниках и специальной литературе, сделана попытка объективно реконструировать историческую панораму CША в последние 30 лет. Что должно способствовать непредвзятому пониманию истории США, свободному взгляду от предрассудков и стереотипов.

Все наиболее значительные исторические факты, события, явления и процессы рассматриваются в книге в контексте мировой истории и оцениваются с точки зрения всемирного сообщества. В то же время все важнейшие исторические события, происходившие в течение трёх последних десятилетий, аналитически освещаются через призму национальных, демократических и либеральных ценностей.

Книга состоит из 13 глав, структурированных по хронологическому принципу.

Ранняя история Америки (до 1775 г.)

Война за независимость (1775–1783)

Становление американского государства (1783–1789)

Консолидация Союза (1789–1801)

Республиканская эра (1801–1825)

Предпосылки Гражданской войны (1841–1861)

Гражданская война и Реконструкция (1861–1877)

«Позолоченный век» (1877–1901)

Эпоха «нового империализма» (1901–1921)

Между двумя кризисами (1921–1933)

Двадцатилетие вызовов (1933–1953)

Война и зыбкий мир «американского века» (1953–1977)

На рубеже веков (1977–2003)

Важное значение для исследования внешней политики США имеют статьи из журналов, газет 20-21века, таких как: «Newsweek», «ForeignPolicy», «theGuardian», «ForeignAffairs» содержащие воспоминания очевидцев того времени, памятные записки, исторические факты.

Необходимым аспектом исследования станет также анализ исследований современных историков.

Все исследования сопровождаются фото и видео материалами, необходимыми для более полного и наглядного анализа внешней политики США во время правления Джорджа Буша.

В этом разделе введения предпринята попытка оценки достоверности и представительности источников, их классификации по различным критериям, группировки и анализа. В конце раздела подведён вывод о проделанной работе.

Цель данного исследования заключается в комплексном анализе о результатах внешней политике США в период 2000-2008 гг. для составления объективной оценки исторической действительности.

Задачи заключаются в:

1. Изучении истории США в 1980-2010 годы, а именно таких ключевых моментов, как:

· Распад СССР

· 1999, март-июль Использование НАТО военной силы в Югославиипри активном участии США

· 2000, сентябрь Встреча Б. Клинтона и В. В. Путина в Нью-Йорке («Саммит тысячелетия»)

· 2001, 11 сентября. Террористические акты арабских пилотов-камикадзе в Вашингтоне и Нью-Йорке

· 2001, октябрь Военная операция США против Талибана (Афганистан)

· 2002, май Подписание в Москве Дж. Бушем-младшим и В. В. Путиным Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов

· 2002, сентябрь Опубликование в США документа «Стратегия СШАв области национальной безопасности» («доктрина Буша»)

· 2002, октябрь Предоставление Конгрессом США президенту Дж. Бушу права начать военные действия против Ирака

· 2003, март-апрель Свержение режима С. Хусейна

· 2008 — Грузино-осетинский конфликт.Ухудшение отношений между США и Россией

2. Исследовании внешней политики США в начале 21-го века

· Создании чёткой и объективной картины результатов внешней политики США в 2000-х гг. XX в. на основе данных источников.

Хронологические рамки исследования обозначены верхней и нижней временной границами для конкретизации предмета исследования в его историческом развитии. В этом пункте представлено подробное обоснование выбора изучаемого периода, с опорой на источники, историографию и теоретические представления о внешней политике США.

Предмет исследования – внешнеполитическая ситуация США в 1920-1940-х гг., представленная статистическими данными и оценками, содержащимися в отечественной и зарубежной историографии.

Объект исследования – страны мира, с которыми сотрудничало США, или которые каким-либо образом принимали участие во внешней политике данного государства.

Методологическая база исследования представлена использованием общетеоретических методов, таких как: анализ, дедукция, в сочетании с применением методов исторического анализа.

Научная новизна исследования заключается в попытке решения дискуссионной проблемы современной исторической науки с точки зрения применения исключительно исторических данных для обоснования оценки результатов внешнеполитического курса.

Структура работы представлена в разделе введения обоснованием логики построения основной части работы, включающей само исследование.

Апробация результатов исследования: участие в конференции СНО.

Теоретическая база исследования

В статье Д. Вершининой «Британский Антиамериканизм начала 21 века в европейском контексте».Рассматриваются долговременные и кратковременные факторы развития антиамериканизма в Британии начала XXI в. Эволюция отношения британского общества к США и их политике прослеживается на основе статистического материала. Сравнение британских настроений с европейскими (в частности, с немецкими и французскими) позволяет определить специфику британского варианта антиамериканизма.

 

Статья А. Сафонова «Эволюция политики администрации Джорджа Буша младшего в отношении Ирана».В статье рассмотрен процесс формирования внешней политики США в отношении Исламской Республики Иран в период президентства Джорджа Буша-младшего. В центре внимания — основные факторы, оказавшие влияние на принятие решений американским руководством и внешнеполитические приоритеты США на иранском направлении.

В статьеЖурбей И.ВВнешняя политика и внешнеполитический процесс Администрации Дж. Буша – старшего.

Данная статья посвящена внешнеполитическому процессу республиканской администрации Джорджа Буша-старшего в период 1989 – 1992 годов. Автор уделяет особое внимание технологической стороне работы высшего руководства США и обеспечению международного курса государства. В статье на основе научных моделей принятия решений анализируется внешняя политика США в период республиканской администрации Дж. Буша – старшего.

Статья Рыбалко О.К «Вторая администрация Джорджа Буша младшего. Данная статья посвящена анализу изменений в американо-российских отношениях в период работы второй администрации Джорджа Буша-мл. и выявлению причин этих изменений. В статье уделено внимание концептуальным внешнеполитическим взглядам наиболее влиятельных членов администрации. Дана оценка эффективности работы американской администрации второго состава на российском направлении.

 

Глава I. Положение США до правления Джорджа Буша младшего


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: