Об отмене субботы и праздновании воскресного дня

 

Суббота была праздником для евреев во времена ветхозаветные; в Новом же Завете воскресением Иисуса Христа указан иной день для служения Богу. Это тот день, в который воскрес Христос. Сам Господь Иисус Христос сказал в этот день ученикам Своим: «Радуйтесь» (Мф. 28:9). В этот день Он преподал им мир (Лк. 24и др.).

Кто же отменил субботу как праздник для народа? Сам Господь Христос. Он, называя Себя Господином, Сам нарушал субботу (Мф. 12:8; Ин.5:16-18) и учеников оправдывал, когда и они, по примеру Его, нарушали ее (Мф.12:1-14). Поэтому в новозаветное время для христиан суббота не праздник.

Чему радовались апостолы, когда узнали воскресшего Учителя? Конечно, тому, что Он воскрес, что Он снова с ними. Воскресение Господа наполнило их сердца радостью, и этой радости никто уже не мог отнять у них (Ин. 16:22). Понятно, что радость эта должна была с особой силой пробуждаться в сердцах верующих в памятный день воскресения Исуса Христа. Посему и установилось в Церкви празднование воскресного дня. Прискорбно только, что некоторые члены ее, по обольщению «лжесловесников» (1 Тим. 4:2), не хотят почтить Воскресшего с день Его воскресения, а вместе с врагами Его, иудеями, празднуют день их — субботу. Суббота дана была только для евреев, в их роды (Исх. 31:16), т. е. пока они останутся евреями; а для тех, кто ожидал покоя Христова, определен был еще иной день (Евр. 4:7), — именно тот день, в который «камень (т. е. Иисус Христос), отверженный строителями, соделался главою угла» (Пс. 117:22). А это случилось в день воскресения Господа; Он в субботу был отвержен, Его охраняла стража (Мф. 27:63-66). В первый же день недели, в день воскресный, Он сверг камень со гроба, поверг в прах стражу и явился во славе Своей, как Бог, как Владыка жизни и смерти.

Лаодикийский собор о субботе:

«Нс подобает христианам иудействовать и в субботу праздновать, но делать им в сей день, а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие, да будут анафема от Христа» (Прав. 29).

Аристин:

«Христианин должен быть свободен от дел не в субботу, но в воскресный день. Ибо христианин иудействует, если остается праздным в субботу. Поэтому он должен праздновать воскресенье».

Правило св. Апостолов 70-е.

«Если кто... постится с иудеями или празднует с ними... да будет отлучен».

В книге «Учение 12-ти апостолов», дошедшей до нас от начала II-го века, также говорится о праздновании воскресения.

Все сектанты, говорящие, что они веруют во Христа, и в то же время празднующие субботу, подлежат суду, т. е. отлучению от Христа.

 

О посте

 

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»(Мф.5:48).

Это высший идеал для человека, но так как помышления сердца человеческого — зло от юности его (Быт. 8:21), то человек от своего идеального совершенства далеко-далеко удаляется, а Бог, желая всем спастись и в разум истины придти, установил различные средства для приближения человека к совершенству. Главнейшими средствами для приближения к Богу служат таинства: покаяния, крещения, Причащения и др., но подготовительным средством к этим таинствах: является пост, служащий облагораживанию тела человеческого, а вместе с тем и духа, так как, по учению Церкви, истинный пост состоит в воздержании не от одной только скоромной пищи, но и от всяких худых дел: «Постимся постом благоприятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, похотей отлучение» (Великопостная стихира. Ср.: Ис. 58:6-7).

Заповедь о посте Бог дал еще Адаму и Еве в раю:

Быт. 2:17. «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него. смертью умрешь.»

Хотя человеку в распоряжение предоставлен был весь мир, тем не менее полагался некоторый предел требованиям чувственной природы человека.

Через Моисея Бог дал положительный закон о посте. И мы видим примеры соблюдения поста отдельными личностями:

Исх. 34:28. «И пробыл там (Моисей) у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал (Моисей) на скрижалях слова завета, десятословие.»

Постился пророк Божий Илия (3 Цар. главы 17 и 19).

Жители Ниневии постом и молитвою были спасены от гнева Божия:

Иона 3:5. И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.

Евреи держали 4 поста в году:

Зах. 8:19. «Так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир.»

Некоторые евреи, сверх того, постились еженедельно по два раза:

Лк. 18:12. «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.»

Сам Бог через пророка Своего Иоиля так напоминал евреям о посте:

Иоил. 1:14. «Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу.»

Иоил. 2:12. «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.»

В Новом Завете Сам Господь соблюдал посты:

Мф. 4:2. «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.»

Он показал и правила для поста:

Мф. 6:16. «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.»

Мф. 6:17. «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,»

Мф. 6:18. «чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.»

Он предсказал будущий пост для апостолов:

Мф. 9:15. «П сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.»

Апостолы и их последователи по вознесении Господнем также постились:

Деян. 13:2. «Когда они служили Господу и постились. Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.»

Деян. 13:3. «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.»

В апостольские же дни установлены были нарочитые времена для поста:

Деян. 27:9. «Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел.»

1 Кор. 7:5. «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.»

О существовании постов в Церкви первенствующей свидетельствует апостол Павел и в других местах:

2 Кор. 6:4. «Но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,»

2 Кор. 6:5. «под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах.»

2 Кор. 11:27. «В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.»

Если Господь Своим примером освятил сорокадневный пост и дал нам прямую заповедь о посте, предостерегая только от поста лицемерного (Лк. 4:1-2), если св. апостолы были первыми и ревностными исполнителями заповеди о посте (2 Кор. 6:4-5; Деян. 13:1-3), то как же нам, грешным людям, нуждающимся в очищении душ и телес более, чем праведники, — не соблюдать пост как средство для сближения с Богом; он — лестница, по которой восходим к покаянию и соединению со Христом через св. Причащение.

А если посты установлены Самим Господом и апостолами, то велик грех сектантов, не соблюдающих заповедь о посте, да еще и стремящихся соблазнить ближних вкушением скоромной пищи в посты, вопреки наставлению ап. Павла, сказавшего:

1 Кор. 8:9. «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.»

1 Кор. 8:10. «Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?»

1 Кор. 8:11. «И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.»

1 Кор. 8:12. «А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.»

1 Кор. 8:13. «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего.»

 

О пище и питии

 

Ветхозаветное постановление о пище, данное Богом, таково:

Лев. 11:1. «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:»

Лев. 11:2. «скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:»

Лев. 11:3. «всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте. Ср.: Втор. 14:22-27.»

Основания для различения чистого от нечистого было в Ветхом Завете следующее:

Лев. 20:25. «Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое.»

Лев. 20:26. «Будьте предо мною святы, ибо Я свят Господь (Бог ваш), и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои.»

Основание же Нового Завета о неразличении чистого от нечистого находим в словах апостолов:

Деян. 10: 9. «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.»

Деян. 10:10. «И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление»

Деян. 10:11. «и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;»

Деян. 10:12. «в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.»

Деян. 10:13. «И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.»

Деян. 10:14. «Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.»

Деян. 10:15. «Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.»

Стало быть, все само по себе чисто, но только есть на соблазн худо:

Рим. 14:14. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого: только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.»

Рим. 14:20. «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.»

Нечисто только для оскверненных:

Тит. 1:15. «Дли чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.»

1 Кор. 6:12. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.»

1 Кор. 6:13. «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.»

Кол. 2:16. «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу.»

Все, что продается на торгу, позволительно есть без исследования, а потому можно есть и свинину и проч.:

1 Кор. 10:25. «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;»

1 Кор. 10:26. «ибо Господня земля, и что наполняет ее (Пс. 23:1).»

1 Кор. 10:27. «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.»

Уничижение друг друга за пищу осуждается:

Рим. 14:2. «Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.»

Рим. 14:3. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.»

Рим. 14:6. «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.»

Пищу всегда должно принимать с благодарностью к Богу:

1 Кор. 10:30. «Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?»

Пища сама по себе не служит ни условием, ни препятствием к достижению Царствия Божия:

Рим. 14:17. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.»

1 Кор. 8:8. «Пища нс приближает нас к Богу; ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего нс теряем.»

Также и вино само по себе не есть препятствие к достижению Царства Божия; но есть и пить на соблазн (Рим. 14, 15:20-21) предосудительно:

Ин. 2:7. «Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.»

Ин. 2:8. «И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.»

Сир. 31:31. «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно.»

Сир. 31:32. «Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям.»

Сир. 31:33. «Отрада сердцу и утешение душе — вино, умеренно употребляемое во время.»

Пс. 103:14. «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,»

Пс. 103:15. «и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Ср.: Иоил. 2:19.»

Но вместе с тем есть и наставление христианам, дабы свобода в пище не послужила соблазном, а также предостережение от неумеренного употребления пищи и, вообще, от невоздержной жизни. Такая неумеренность может повести к расслаблению духовных сил, к нечистоте сердца и сделать нас неготовыми к ответу на Страшном Суде:

1 Кор. 8:9. «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.»

1 Кор. 8:13. «И потому, если пиша соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего.»

Рим. 14:15. «Если же за пишу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.»

Рим. 14:20. «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.»

Еф. 5:18. «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом.»

Лк. 21:34. «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно.»

Воздержание в пище освящено Иисусом Христом и Его апостолами:

Лк. 4:2. «Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.»

1Кор.9:25. «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.»

Невоздержание в пище противно Богу и наказывается Им:

1 Кор. 9:27. «Усмиряю н порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.»

Лк. 6:25. «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.»

Ис. 5:11. «Горе тем, которые с раннего утра ишут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином.»

Ис. 5:13. «За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.»

Ср.: Ис. 38:1-3; Иоил. 1:5; Ам. 6:4-8; Есф. 4:15-16.

Итак, закончим словами апостола Павла:

1 Кор. 6:12. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: