Основные понятия: восприятие цвета, глубины, времени, теория множественного интеллекта

Модуль III Личность и общение в антропологическом аспекте

Лекция № 6 Познавательные процессы в антропологическом аспекте

План:

Первые исследования особенностей восприятия в традиционных и современных культурах.

Восприятие цвета

Восприятие глубины

Восприятие времени

Пралогическое мышление

Три вида мышления по Эванс-Причарду

Ассоциативное и логическое мышление в концепции Леви-Стросса

Теория множественного интеллекта

Основные понятия: восприятие цвета, глубины, времени, теория множественного интеллекта

Исследования особенностей восприятия, памяти, эмоций, мышления в традиционных культурах имеет достаточно длительную традицию. Первые серьезные исследования в этой области проводились в конце XIX– начале XX века британским психологом и антропологом К. Риверсом. Он поставил задачу эмпирически проверить рассказы путешественников о необычайной остроте зрения представителей традиционных культур. К. Риверс исследовал, в качестве группы сравнения он выбрал малограмотных немецких рыбаков. В исследовании не были выявлены значительные различия в остроте зрения между представителями традиционных культур пролива Торреса, Новой Гвинеи и Южной Индии и немецкими рыбаками. Однако в некоторых случаях исследователя изумляла зоркость рыбаков пролива Торреса, которая он объяснял спецификой их жизни и деятельности – необходимостью внимания к малейшим деталям их природного окружения. Исследование К.Риверса было комплексным: помимо аппаратурных методов, также применялись методы опроса и наблюдения. На протяжении длительного периода исследователи придерживались компенсаторной гипотезы, согласно которой первобытные народы имеют более развитые способности к восприятию в силу того, что они имеют более скромные интеллектуальные способности. Впоследствии эта гипотеза была заменена на гипотезу сенсотипа – баланса между различными сенсорными системами и преобладания разных сенсорных систем у представителей разных народов. Гипотеза приобрела широкую популярность в среде творческой интеллигенции некоторых стран, однако не нашла эмпирического подтверждения и была отвергнута исследователями.

Дальнейшие исследования в области восприятия были посвящены его специфическим аспектам. В частности, проводились исследования иллюзий восприятия. В частности, в исследовании К.Риверса было показано, что народы Новой Гвинеи и Индии в большей степени подвержены вертикально-горизонтальной иллюзии, чем англичане. Вертикально-горизонтальная иллюзия заключается в том, что при демонстрации перпендикулярных линий одинаковой длины, вертикальная линия кажется большинству людей длиннее, чем горизонтальная. Ученые выдвинули гипотезу, согласно которой люди, которые редко видят горизонт или смотрят вдаль: жители джунглей и жители «каменных джунглей» - современных больших городов подвержены вертикально-горизонтальной иллюзии в меньшей степени, чем представители народов, привычных к дальним просторам. Результаты эмпирического исследования с участием 2000 человек: 3 групп испытуемых европейского происхождения, и 14 – неевропейского происхождения подтвердили предположения ученых. Иллюзия была выявлена во всех культурах, однако, у народов, привычных к дальним просторам – в большей степени, чем у жителей природных и «каменных» джунглей.

Классической темой сравнительно-культурных исследований в области психологии восприятия было и восприятие цвета. Исследования в данной области служили материалом для эмпирической проверки гипотезы Э.Сепира - Б.Уорфа о лингвистической относительности. Согласно данной гипотезе, язык и мышление неразрывно взаимосвязаны, более того, особенности языка оказывают влияние на мыслительную деятельность. Согласно радикальной версии теории лингвистической относительности мы способны воспринимать лишь те предметы и явления, которые закодированы в нашем языке. Умеренная версия теории лингвистической относительности утверждает, что нам легче воспринять и выразить те явления и предметы, которые закодированы в нашем языке. Согласно гипотезе лингвистической относительности, представители того или иного народа должны лучше воспринимать те цвета, обозначение которых есть в их родном языке. Результаты эмпирических исследований достаточно противоречивы. В исследования М.Коула и С. Скрибнера было показано, что индейцы зуни, говорившие только на родном языке, чаще ошибались при узнавании желтого и оранжевого цветов, (которые не различались в их языке), по сравнению с индейцами-билингвами и с индейцами, говорившими только на английском языке. Однако американские культурантропологи Б.Берлин и П. Кэй на основе исследования 78 языков, пришли к выводу, что исторически 11 основных цветов начали кодироваться во всех языках в фиксированном порядке, точно также как и термины, обозначающие цвета. Во всех исследованных ими языках имелись термины для обозначения черного и белого. Если в языке было три термина, то третьим был красный, четвертым – желтый и зеленый. Последующие исследования показали, что 11 базовых терминов, выделенных исследователями, не являются универсальными. Интересными и глубокими представляются выводы А. Вежбицкой: цветовые концепты обозначения цветов ассоциативно связаны с элементами окружающей среды: черный – ночь, белый – день, красный – огонь. В целом, современные исследователи придерживаются мнения, что восприятие цветов в значительной степени подвержено влиянию лингвистического и культурного контекста.

Восприятие глубины также стало предметом сравнительно-культурного исследования. Исследование началось с решения практической задачи: неграмотные рабочие не понимали содержание плакатов по безопасности. В исследовании Хадсона с участием взрослых и школьников, имеющих разный уровень формального образования, в Южной Африке и Гане было показано, что основным фактором, обуславливающими трехмерное восприятие пространства, является не формальное школьное образование, а специальное домашнее обучение и опыт рассматривания картинок. Индийские школьники воспринимали предложенные им картинки как плоскостные, а не трехмерные, точно так же, как и неграмотные рабочие. Однако результаты исследования могут быть связаны со спецификой школьного обучения в этих странах, что впоследствии было подтверждено в других сравнительно-культурных исследованиях, направленных на изучение процессов мышления. В исследованиях также была показана роль социальных факторов в восприятии. Исследование, проведенное в Кении Берри и Гудменом, показало, что восприятие размера монет детьми 7-13 лет зависит от размера земельных владений их отцов. Дети, чьи отцы были более бедными, воспринимали монеты, как более большие. Восприятие времени и пространства также различается в разных культурах. Например, представители арабских культур предпочитают подходить к собеседникам на более близкое расстояние, чем представители западноевропейских культур. Для латиноамериканцев опоздание на 40-45 минут не является очень существенным, а для жителей США и Западной Европы серьезным является опоздание на 15-20 минут. Восприятие и исполнение музыки также зависит от культуры. Например, в исламских странах более распространены музыкальные импровизации, чем в европейских культурах, а в японских или в индийских культурах место нот занимают музыкальные интервалы, отличающиеся по частоте.

Проблема мышления на протяжении нескольких столетий (с XIX века) остается одной из центральных проблем антропологии. Леви-Брюлем был предложен термин «пралогическое мышление», с помощью которого он описывал мышление представителей традиционных культур, оперирующее метафорами и символами. Леви-Брюль рассматривал пралогическое мышление как базовое по отношению к логическому мышлению. Эванс-Причард, ученый, который проводил исследования в Судане, показал, что представители народа азанде, верящие в колдовство, мыслят логично и рационально, но исходят из ложных допущений.

Эванс-Причард выделил три вида знания:

· мистическое знание, которое основывается на вере в неподдающиеся проверке силы;

· знание, которое соответствует здравому смыслу, основанное на житейском опыте;

· научное знание, которое основано на положениях логики и экспериментальном методе.

Еще один ведущий исследователь проблемы мышления в антропологическом аспекте – Леви-Стросс. Его главная работа «Неприрученная мысль» посвящена проблеме тотемизма. Леви-Стросс выделяет два вида мышления: ассоциативное мышление (бриколаж) и логическое мышление (проектирование).

В наши дни перспективные направления исследования связаны с изучением различий в интерпретации понятия «интеллект» в разных культурах, и с исследованием процессуальных характеристик интеллекта. Эмпирические исследования свидетельствуют, что если в США и в Западной Европе интеллект ассоциируется, прежде всего, с когнитивной компетентностью, то в странах Африки и Азии, интеллект также ассоциируется с социальной компетентностью. Согласно эмпирическим исследованиям в представлениях россиян об интеллектуальном человеке также важное место занимает социальная компетентность, а также морально-этические характеристики интеллектуальности – представления об интеллигентном человеке.

Известный американский ученый Г.Гарднер выступил против ограничения области интеллектуальных способностей лингвистическими и математическими способностями, которые измеряют стандартные тесты интеллекта. Поскольку интеллект является средством успешной адаптации к условиям окружающей социальной и природной среды, то очевидно, что в разных культурах и в разные эпохи для успешной адаптации и самореализации в социуме людям требовались разные способности. Различные виды интеллекта обеспечивали и обеспечивают успешную адаптацию людей к различным условиям деятельности в различных культурах и в различные эпохи. Г.Гарднер выделяет 7 видов интеллекта: логико-математического, вербального интеллекта, музыкального, пространственного, двигательного, межличностного и внутриличностного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: