Раздел 3. Особенности работы с детьми с ОВЗ

Задание

Составить перечень (и дать характеристику) методов и приемов работы с детьми с ОВЗ на уроке.

Сделать необходимые записи в тетради, принести на практические занятия (материал будет использоваться в процессе работы на практическом занятии)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание для зачета:

Задание для зачета* Разработать рабочую программу по предмету в соответствии с особенностями класса (например, в классе обучается ребенок с ЗПР./нарушением слуха/зрения…), с учетом рекомендаций ФГОС.

 

Или

 

*Задание для зачета: разработать пояснительную записку к АООП (В соответствии с особенностями группы/класса (например, группу посещает ребенок с ЗПР./нарушением слуха/зрения…), с учетом рекомендаций ФГОС.

.

 

 

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

 

- Основы специальной психологии /под ред Л.В.Кузнецовой. – М., 2005

- Сорокин В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин / Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб, 2003.

- Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2005.

- Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М.: ACADEMIA, 2007. Т. 1.: История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин. - 2007. - 352 с..

- Усанова О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова – М., 2003.

 

Дополнительная литература

  1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. – М., 1994.
  2. Аксенова Л.И. Модель комплексного образовательного учреждения //Дефектология.-2002- № 4.
  3. Брунов Б.П., Монахова Н.В., Трубачева А.П., Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями//Дефектология. – 2005. - №4.
  4. Васильева Т.И. Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников // Дефектология.-№ 5..
  5. Выгодский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выгодский. – М., 1996Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями//Актуальные проблемы интегрированного обучения.- М., 2001.
  6. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе//Дефектология. – 1995. - №4.
  7. Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением//Дефектология. – 1996. - №2.
  8. Гудонис В., Баркаускайте М. Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения / / Дефектология.- 2006.- № 3.
  9. Десятов А.А. Создание адаптивной образовательной среды//Дефектология, 2005 №6, с.71-74.
  10. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании/ Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калиникова - М.,2001..
  11. Дефектологический словарь. – М., 1970.
  12. Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология.- 2005.- № 4.
  13. Еремина О.П. Неслышащие в системе высшего профессионального образования. Высшее образование инвалидов.Ма. межд. Науч.-практ. Конф. СПб, 2000, с 142-143.
  14. Еремина О.П. Профессионально-трудовая подготовка неслышащих в современных условиях. Уч. пособие.-СПб., 2004.
  15. Ильина Ю.А. Исследование взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с умеренной умственной отсталостью в условиях интегрированной среды // дефектология.- 2007, № 4.
  16. Кобрина Л.М. Интегрированное обучение в сельской школе как средство оптимизации учебного процесса. Монография. – Череповец: ЧГУ, СПб.: Наука-Питер, 2005 Корвякова Л.П. Из опыта интегрированного обучения подростков с нарушением слуха.// Дефектология 2005, № 5.
  17. Концепциясоциокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. М., 1997.
  18. Косарева У.В. Образование детей с особыми потребностями в Самарской области: на пути к интеграции// Дефектология.-2008.- № 6.
  19. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М., 2003.
  20. Логинова Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью.- СПб., 2006.
  21. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями //Дефектология.- 2001.- № 6.

22. Малофеев Н.Н. «Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна» // Альманах ИКП РАО, №11/2007, стр.2.Электронная версия).

23. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология.- 2008.- № 1.

24. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения // Дефектология.- 2008.- № 2.

25. Медведева З.П. Интегрированное обучение детей с нарушенным слухом в специальном коррекционном детском доме // Дефектология.-2001.-№ 3.

  1. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа // Дефектология.- 1995.- № 4

27. Магомедова И.А., Тыченко Г.Г., Прудникова Л.Д., Сергеева О.И. Интегрированное обучение детей с нарушением интеллекта // Дефектология.- 2005.- 3;.

28. Назарова Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена// Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы.-М., 1996.

  1. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) обучение: генезис и проблемы внедрения // «Вестник МГПУ», 2009, № 3.

30. Назарова Н.М. Истоки интеграции: уроки для будущего // В сб.: СПб, 2008.

  1. Психология аномального развития ребенка / Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. Хрестоматия в 2х т.т. – М.: «ЧеРо», 2002.
  2. Пасторова А.Ю. Психологическая и психофизиологическая характеристики дошкольников с различным развитием в группе интеграции // Дефектология.- 2008.- № 6.

33. Прудникова В.А. Общественные настроения в Самарской области по вопросам интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология.- 2009, № 1.

  1. Резникова Е.В. Особенности социального развития учащихся с умственной недостаточностью, вовлеченных в интегрированное обучение в общеобразовательной школе // Дефектология. – 2007. - № 4
  2. Солнцева Л.И.Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология.- 1997.- № 2.
  3. Соловьева Т.А., Роснач Д.Ю. Взаимодействие первоклассников с нарушенным слухом с учителем и слышащими детьми в массовой школе // Дефектология.-2010, № 1.
  4. Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии / В.М. Сорокин, В.Л. Кокаренко / Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб, 2003.
  5. Специальное образование в развитии. Современные проблемы специального образования в Нидерландах, России, Швеции, Великобритании, США / Науч. ред.: К. ван Рейсвейк, Н. Форман, Л.М.Шипицына.- СПб., 1996.
  6. Теория и практика обучения, воспитания, реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – С.Пб., 2000.
  7. Терьянова Л.Н., Гуревич М.Г. Из опыта обучения детей с нарушенным слухом в смешанной группе// Дефектология.- 2001.-№ 2.-с.65-69.
  8. Уфимцева Л.П., Куншина И.И., Беляева О.Л., Хомич Н.Г. Опыт работы по интеграции детей с нарушениями слуха в общеобразовательную школу//Дефектология – 2005 - №4.
  9. Фотекова Т.А.Дорофеева И.И. Из опыта работы по интеграции детей с нарушенным слухом // Дефектология.- 2003.- № 1.
  10. Фуряева Т.В. Педагогика интеграции за рубежом. - Монография.- Красноярск, 2005.
  11. Чиркина Г.В., Черкасова Т.Н., Вятлева Ю.Е. К вопросу об интеграции учащихся с резко выраженным нарушением речи // Дефектология.- 2004.- № 3.
  12. Шевчук Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении//Дефектология. – 2004.- № 6
  13. Шипицына Л.М., Рейсвейк К.ван. Навстречу друг другу: пути интеграции. Специальное образование в массовых школах в России и в Нидерландах. СПб., 1998.
  14. Шипицына Л.М., Паниер М., Вейнс В. и др. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия.-СПб., 1998.
  15. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение//Дефектология. – 1999. - №1-2
  16. Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. Материалы 1, 2 и 3 международных теоретико-методологических семинаров.- М., МГПУ; 2009, 2010, 2011..
  17. Интегративные тенденции современного специального образования.-М.,2003.
  18. Шевчук Л.Е. Теория и практика интегрированного обучения учащихся с особенностями развития в общеобразовательной школе.- Челябинск, 2005.
  19. Ямбург Е. А.Школа для всех. М., 1997.
  20. WWW.IKPRAO.RU – Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО
  21. http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека;
  22. http://www.gnpbu.ru Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: