Глава 3. Формы организации учебного процесса

В школе

Методические рекомендации к подготовке к уроку

Основной дидактической единицей учебного процесса уже более 500 лет является урок. За столетия многое изменилось, но урок остался основой школьной классно-урочной системы. Классно-урочная система выдержала полувековое испытание временем и является основной формой обучения в школах многих стран.

Современный урок должен соответствовать запросам государства, т.е. должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, а также умения работать с информацией, учиться и работать в коллективе. Современный урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования.

Классическая дидактика предлагает нам хорошо известную типологию уроков.

Урок изучения нового материала.

В такой урок входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов. Варианты уроков изучения нового материала:

• урок – лекция;

• урок – беседа и т.д.

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков

Это могут быть уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного материала и др., например:

• урок самостоятельных работ;

• урок — лабораторная работа и т.д.

Урок обобщения и систематизации изученного материала

Эти уроки могут проходить в форме семинара, лабораторной работы, экскурсии и т.д.

Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков.

Комбинированные уроки

Каждому типу урока соответствует определенная структура.

В качестве элементов урока одни дидакты называют те, которые наиболее часто встречаются в практике, а именно: 1) изучение нового материала, 2) закрепление пройденного, 3) контроль и оценка знаний учащихся, 4) домашнее задание, 5) обобщение и систематизация знаний.

Другие специалисты перечисляют следующие элементы урока: 1) цель урока, 2) содержание учебного материала, 3) методы и приемы обучения, 4) способы организации учебной деятельности.

По мнению профессора П.И. Пидкасистого, дидактическая структура урока является постоянной и в деятельности учителя выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока, методическая подструктура обязывает его планировать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учеников; объяснение материала с применением адекватных методов и средств: решение практических и учебных задач под руководством учителя и самостоятельно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: