Раздел 2. Дидактические основы обучения взрослых. Тема семинарского/практического занятия № 3

 

Тема семинарского/практического занятия № 3:

«Современные модели обучения взрослых»

Подготовить теоретические сообщения для последующего коллективного обсуждения на семинаре:

1. Характеристика модели обучения как дидактической категории. Педагогическая и андрагогическая модели обучения.

2. Личностно-ориентированные модели обучения.

3. Модель компьютерного обучения.

4. Модель дистанционного обучения.

5. Модель концентрированного обучения.

6. Модель проектного обучения.

7. Модель адаптивного обучения взрослых.

Задания для самостоятельной работы:

1. Раскройте содержание базовых понятий темы (принципы обучения, модель обучения, педагогическая модель обучения, андрагогическая модель обучения, Личностно-ориентированные модели обучения, модель компьютерного обучения, модель дистанционного обучения, модель концентрированного обучения, модель проектного обучения). Ссылки на авторов оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

2. Дайте содержательную характеристику принципам обучения взрослых. Заполните таблицу (Таблица 2).

Таблица 2

Принципы обучения взрослых

  Принцип Характеристика
1. приоритетности самостоятельного обучения  
2. совместной деятельности  
3. использования имеющегося положительного жизненного опыта  
4. корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний  
5. индивидуального подхода к обучению  
6. элективности обучения  
7. рефлективности  
8. востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося  
9. системности обучения  
10. актуализации результатов обучения  
11. развития обучающегося  

 

3. Составьте сравнительную таблицу основных педагогических и андрагогических принципов обучения, найдите взаимосвязи и различия между ними.

4. На основании материалов лекций и рекомендованной литературы составьте варианты определений (не менее 3-х) «Адаптивное обучение - это...»

5. Опираясь на Ваши представления, знания, опыт, определите:

- что такое «модель обучения», каковы основные параметры модели обучения;

- каковы основные характеристики обучающегося, обучающего, их действий и организации учебного процесса в педагогической модели обучения;

- исходные посылки андрагогического подхода к организации процесса обучения;

- каковы основные характеристики взрослого обучающегося, требующие применения андрагогических принципов обучения;

- каковы основной принцип действий обучающихся и обучающих в андрагогической модели обучения;

- с чем согласны и с чем не согласны в предложенной андрагогической модели обучения;

6. Опишите возможности реализации функций адаптивного обучения применительно к специфике обучения различных категорий взрослых (работающая молодежь; военнослужащие, уволенные в запас; осужденные и др.).

7. Охарактеризуйте основные формы получения взрослыми общего среднего и профессионального образования, их нормативно-правовую базу.

 

Тема семинарского/практического занятия №4:

« Технология обучения взрослых: понятие, структура, особенности, исходные базовые принципы»

Подготовить теоретические сообщения для последующего коллективного обсуждения на семинаре:

1. Андрагогические основы технологии обучения взрослых.

2. Психолого-андрагогическая диагностика обучающихся. Задачи и особенности психолого- андрагогической диагностики обучающихся.

3. Определение образовательных потребностей обучающегося. Выявление объема и характера жизненного опыта.

4. Проектирование процесса обучения взрослых

5. Операции планирования процесса обучения.

6. Реализация процесса обучения взрослых.

7. Функции обучающихся и обучающих на этапе реализации процесса обучения. Оценивание процесса обучения взрослых.

8. Описать основания проектирования технологий образования взрослых и моделей андрагогической деятельности по сопровождению взрослого на индивидуальном образовательном маршруте.

Задания для самостоятельной работы:

1. Раскройте содержание базовых понятий темы (технология, технология обучения, процедуры, приемы, проблема, осознанное действие). Ссылки на авторов оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

2. Перечислите физиологические и психологические особенности обучающихся (взрослых), которые необходимо выявить для успешной организации процесса их обучения.

3. Сформулируйте цель этапа психолого-педагогической диагностики. Перечислите основные операции данного этапа.

4. Определите роль жизненного опыта в процессе обучения. Как бы Вы его использовали при обучении взрослых? Укажите параметры жизненного опыта обучающегося и цели его выявления в процессе обучения.

5. Дайте определение когнитивного и учебного стиля обучающихся.

- перечислите основные когнитивные стили в соответствии с классификатором Майерса-Бриггс;

- перечислите основные учебные стили в соответствии с классификатором Майерса-Бриггс.

6. Составьте таблицу, включающую следующие параметры: операции, технические действия и функции обучающихся и обучающих на этапе психолого-андрагогической диагностики.

7. Раскройте ваше понимание оснований проектирования технологий образования взрослых и моделей андрагогической деятельности по сопровождению взрослого на индивидуальном образовательном маршруте.

8. По вашему мнению, является ли модульное обучение более технологичным по сравнению с традиционным? Если да, то почему?

9. Что требуется для организации занятий по модульной технологии. Велики ли затраты? И если да, то чем они могут оправдаться?

10. Каковы перспективы модульного обучения и его возможные трансформации?

 

Тема семинарского/практического занятия №5:

«Методики и выбор методов в образовании взрослых»

Подготовить теоретические сообщения для последующего коллективного обсуждения на семинаре:

1. Методы обучения взрослых, их основные характеристики.

2. Методики групповой работы, их основные характеристики.

3. Основные требования, предъявляемые к методикам в образовании взрослых.

4. Выбор методов образования взрослых.

Задания для самостоятельной работы:

1. Раскройте содержание базовых понятий темы (технология, методика, опыт, нормы, методы, тренинг, роль, результат). Ссылки на авторов оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

2. Составьте таблицу «Методы обучения взрослых, их основные характеристики».

3. Анализ видеофильма.

4. Разработка проекта образовательного мероприятия, основанного на активных методах обучения взрослых.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ, НЕ ВЫНОСИМЫХ НА ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: