Тема: Историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых.
Задания для самостоятельной работы:
- Составьте опорный конспект по теме «Историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых».
Методические указания по составлению опорного конспекта
Опорным конспектомвыступает источник информации, где в системном, обобщенном, схематичном виде представлена структурированная характеристика рассматриваемого вопроса.
Опорный конспект выполняетсястудентом самостоятельно по темам лекционных занятий. Опорный конспект выполняется в объеме не более одной страницы.
В оформленииопорного конспекта могут быть использованы схемы, таблицы, гравюры, фотографии, текст.
Структура опорного конспекта может варьироваться в зависимости от интересов и возможностей студентов.
Составление схем-коллажей
Коллаж - это схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием, проблемой, событием и т.д.
Существуют различные типы коллажей:
- «солнечная система», где в центре находится «ядро» с ключевыми понятиями, событиями, проблемами, от которого отходят «лучи» с дополнительной информацией;
- «слепое пятно», где часть информации дана, а часть - нет.
Варианты коллажей могут быть и другие.
Задача студентов — изучив литературу по заданной теме, составить коллаж. Целесообразно выполнять коллаж на больших листах бумаги (например, формата А1).
В схеме-коллаже целесообразно отразить следующие моменты:
- Взгляды ученых-исследователей и их оценка (положительная и отрицательная, связь с современностью);
- Интересные идеи (лично для студента).
Составление «граф-схем»
Можно предложить для выполнения несколько вариантов «граф-схем»:
Вариант 1. « Карта истории» — схематичное описание определенных событий с их характеристикой:
Событие
Характеристика
Вариант 2. «Последовательность» - схематичное последовательное описание событий, фактов.
Событие 1
Событие 2
Что делал?
Кто?
Кто?
Что делал?
Составление таблиц
Можно предложить для выполнения несколько вариантов таблиц:
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
Вариант 1
Кто? | Где? | Когда? | Что? | Почему? |
Вариант 2
Эпоха | Ученый | Значимые работы | Основные идеи | Мои комментарии |
Вариант 3
Период | Ученый | Вклад в науку | Последствия | Мои комментарии |
Оценка опорного конспекта осуществляется по представленным в таблице критериям (Таблица 3).
Таблица 3
Критерии и показатели оценки опорного конспекта
№ пп | Показатели | Баллы |
1. | Творческий подход к оформлению, представлению опорного конспекта, освещению теоретического материала | |
2. | Степень раскрытия теоретического материала темы опорного конспекта | |
3. | Выделение актуальных идей | |
4. | Проявление графической культуры |
Раздел 2. Дидактические основы обучения взрослых.